Ликвидность: что это такое и зачем ее рассчитывать предпринимателю

Развитие бизнеса

В бизнесе есть несколько фундаментальных определения, которые позволяют оценить уровень прибыльности и успешности компании. Сегодняшняя статья посвящена такому термину как «ликвидность».  Что же он означает? С какой целью его рассчитывают?

Что такое ликвидность

Главное условий ликвидности – это возможность продать товар или услугу быстро и по рыночной цене. Например, недвижимость – это ликвидный товар, а б/у мебель – нет.

В сфере бизнеса ликвидность означает возможность реализовать свои активы, имущество по адекватной цене. Под ликвидными активами понимаются те ресурсы компании, которые можно за короткий срок превратить в деньги.

Зачем нужно оценивать ликвидность активов

Оценка ликвидности активов помогает понять, как быстро компания сможет рассчитаться со своими долгами. Высокий уровень данного показателя повышает доверие к компании, поскольку кредиторы, поставщики знают, что в случае чего им вернут долги в короткие сроки.

Зная ликвидность своих активов, предприниматель понимает на какие кредиты он может рассчитывать, что не остаться без имущества и денег. Для лучшего понимания структуры бизнеса активы обычно группируются по степени ликвидности.

Читать также, как правильно рассчитать бюджет компании

Виды ликвидности

  1. Ликвидность активов – относится к имуществу, оборудованию и другим материальным средствам, принадлежащим фирме.
  2. Ликвидность предприятия – учитывается ликвидность всех активов компании в совокупности. Рассчитывается при продаже бизнеса.
  3. Ликвидность денег — это возможность использовать деньги по их номинальной стоимости. Деньги – это единственный абсолютно ликвидный товар.
  4. Ликвидность баланса – показатель, который позволяет определить, хватит ли денег для оплаты всех расходов. Ликвидность баланса означает и ликвидность предприятия.
  5. Ликвидность рынка – определяет состояние рынка, возможность продажи товаров за короткий период и сравнительно неизменяющиеся цены.
  6. Ликвидность банка – отражает надежность банка. Сравнивается свободные денежные средства на счетах в банке и сумма выданных кредитов и займов.

Как проводить анализ ликвидности

Для расчета ликвидности изучается бухгалтерский баланс предприятия. Обобщенно формула ликвидность представляет собой соотношение задолженностей и ликвидных средств.

Выделяют следующие коэффициенты ликвидности: текущая, быстрая, абсолютная. Подробно о том, как рассчитать каждый из них, поговорим в следующем пункте.

Проанализировать и рассчитать ликвидность можно по бухгалтерскому балансу.

Для анализа все активы предприятия группируются по степени ликвидности, от самых ликвидных к наименее ликвидным. Пассивы группируются от самых срочных к постоянным.

Читать также, зачем нужно финансовое планирование в бизнесе

Коэффициенты ликвидности

  1. Текущая ликвидность – отношение оборотных активов к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам).

Формула:

ТЛ = ОА/ТП

Высокий уровень данного показателя означает платежеспособность компании, значит она сможет погасить свои текучие обязательства.

1>ТЛ – низкий показатель, предприятие в нестабильном финансовом положении.

2<ТЛ – хороший уровень.

  1. Быстрая ликвидность — рассчитывается как отношение высоколиквидных текущих активов к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам).Не учитываются материально производственные запасы.

Формула:

БЛ = (Краткосрочная дебиторка + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства)/ТП

 

Чем выше коэффициент быстрой ликвидности, тем лучше компания справится с долгами, если с продажами произойдут перебои.

Хорошее значение коэффициента — от 1.

  1. Абсолютная ликвидность —отношение денежных средств и краткосрочных вложений к текущим пассивам.

Формула:

АЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ТП

Показывает, какая часть краткосрочных займов может быть погашена немедленно.

Нормальное значение — от 0,2.

Что влияет на ликвидность

Ликвидность не остается одинаковой на всем жизненном цикле предприятия, на нее могут повлиять различные факторы:

  • Количество ликвидных активов.
  • Уставной фонд и собственный капитал.
  • Остатки денег на счетах.
  • Краткосрочный вложения и товары на складах.
  • Грамотное управление компанией.
  • Положительная репутация фирмы.

Читать также, как понять, что бизнес убыточный и что с этим делать

Как повысить ликвидность предприятия

Увеличить ликвидность активов можно влияя на факторы, указанные выше. Например:

  • Купить новые активы.
  • Улучшить качество имеющихся активов, например, достроить корпус.
  • Уменьшить объем дебиторской задолженности.
  • Снизить количество краткосрочных займов.
  • Минимизировать незавершенное производство.
  • Использовать прибыль для роста компании.

Еще одним способом повышения ликвидности в современном мире может стать цифровизация предприятия, например, выход на маркетплейсы, торговля через социальные сети. Это позволит увеличить рынки сбыта, реализовать запасы на складах и, соответственно, увеличить ликвидность компании.

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Бизнес-журнал Тарасова Константина
Кнопка чата