SMART — это современная методика для постановки работающих целей в бизнесе. Ее суть — превратить теоретические цели в измеримые и достижимые. Она помогает обобщить все имеющиеся данные и дать всем участникам команды конкретные понятные задачи с четким дедлайном.
Методика SMART поможет руководителю эффективнее управлять командой, организовывать ее работу и улучшать ключевые показатели и прибыль компании.
Критерии методики SMART
SMART — это аббревиатура из 5 слов. Эти слова и есть условия для постановки целей по данной методике:
- (S) Specific — конкретный;
- (M) Measurable — измеримый;
- (A) Achievable — достижимый;
- (R) Relevant — актуальный;
- (T) Time bound — ограниченный во времени.
Разберем подробнее каждый критерий этой методики.
Specific — конкретная цель
Каждый участник команды должен понимать эту цель одинаково. Должен быть один четкий результат.
Неправильно: увеличить выручку
Правильно: сделать больше продаж своего флагманского продукта
Measurable — измеримая цель
Должны существовать четкие метрики для оценки результата. Пример из прошлого пункта — сделать больше продаж своего флагманского продукта — на данном этапе будет некорректно. А вот сделать больше продаж своего флагманского продукта на 30% через полгода — верно. Если через полгода продажи увеличились только на 10%, это покажет, что что-то было сделано неправильно, и команда сможет сделать выводы и понять, что нужно исправить в следующий раз.
Achievable — достижимая цель
Цель должна быть осуществима в установленные рамки при существующих человеческих и финансовых ресурсах компании. Здесь нужно проанализировать прошлый опыт — своей компании или в целом по рынку. Сделать больше продаж своего флагманского продукта на 30% через полгода — вполне осуществимый вариант, если например в прошлом году удалось увеличить продажи на 20%. Но цифра, например, в 200% кажется уже неосуществимой.
Если цель слишком амбициозная, она не принесет нужных результатов и демотивирует команду. Если цель слишком мелкая, то компания будет топтаться на месте и не будет дальше развиваться.
Relevant — актуальная цель
Она должны вписываться в главную стратегию самой компании. Если, например, стоит глобальная цель — запустить новые продукты на новых рынках, кажется нецелесообразным уделять много ресурсов на улучшение уже существующих продуктов.
Time bound — цель, ограниченная во времени
Обычно цели делят на краткосрочные — 2 недели, месяц, 3 месяца. И долгосрочные — 6 месяцев, год, 3 года.
Чтобы цель постоянно оставалась в фокусе, не стоит ставить цели дальше, чем на полгода. Если такие цели есть, лучше их декомпозировать на более мелкие.
Преимущества методики SMART
- Фокус. Постановка целей по смарт разбивает долгосрочные цели на более мелкие конкретные и выполнимые задачи. Это помогает сосредоточиться на желаемом результате.
- Понимание сильных и слабых сторон. Во время постановки целей можно четко увидеть, хватает ли вашей команде людей, финансов или времени для их выполнения.
- Достижение результатов быстрее. Люди тратят меньше времени на ненужные задачи, и больше на те, которые помогают достичь глобальных целей компании.
Когда вы ставите конкретную цель — вы уже двигаетесь по пути к ее достижению. Это мотивирует начинать действовать и совершать шаги в нужном направлении.