Как провести внутренний аудит для оценки эффективности бизнеса

Развитие бизнеса

Внутренний аудит предполагает контроль за внутренними процессами компании. Он позволяет своевременно выявить и устранить финансовые риски, повысить эффективность управления. Каковы цели и задачи внутреннего аудита? Какие виды проверок бывают? Из каких этапов состоит аудит? Разберемся в этой статье.

Что такое внутренний аудит в бизнесе

Внутренний аудит — это форма контроля деятельности организации изнутри. При помощи такой проверки руководство, учредители могут контролировать финансовое состояние компании, правильность отчетов. Консультация аудитора может помочь решить выявленные проблемы, совершенствовать работу внутри компании или отдельного подразделения.

Законодательством (ч. 1 ст.19 402-ФЗ) установлено то, что все компании обязаны периодически проводить аудит внутри компании. При этом законом не предусмотрены строгие требования относительно правил и этапов данной процедуры.

Для чего его делать

Цель проведения внутреннего аудита – систематическая проверка финансовой деятельности в компании, чтобы иметь возможность оперативно решать возникающие проблемы.

Задачи внутреннего аудита:

  • выявление и разрешение ситуаций, влияющих на результаты работы предприятия;
  • выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
  • предупреждение и устранение возможных рисков.

При помощи внутреннего контроля можно оперативно определять факторы, которые отрицательно влияют на результаты деятельности компании, и устранить их без вреда для развития бизнеса.

Читать также, как бизнесу адаптироваться к изменениям

Какая бывает внутренняя проверка

Виды внутреннего аудита в зависимости от выполняемых функций:

  1. Операционный – анализ текущего состояния бизнеса: работы подразделений, выполнения бизнес-планов.
  2. Финансовый— направлен на оценку расходов компании или отдельных подразделений: анализ бухгалтерской отчетности, «прозрачности» финансового учета.
  3. Криминальный – проверка соблюдения норм законодательства (налоговая отчетность, платежи).
  4. Аудит соответствия – проверка соблюдения законов, норм регулирования, отраслевых кодексов, корпоративной политики.
  5. Экологический – проверка соблюдения требований по защите окружающей среды.
  6. Аудит информационных технологий – анализ процессов в области IT.

Как организовать внутренний аудит

Процесс организации внутреннего аудита состоит из следующих этапов:

  1. Планирование, подготовка методологических документов. В чек-листе должны быть описаны:
  • цели, задачи, объекты аудита;
  • процедура проведения контроля;
  • назначение аудиторов, распределение обязанностей;
  • критерии оценки результатов;
  • требования к документам.
  1. Начало процедуры банкротства по написанному чек-листу.
  2. Подведение итогов, написание аудиторского отчета. Результаты отправляются генеральному директору, руководству.

Аудиторское заключение должно содержать следующую информацию:

  • название и реквизиты проверяемой организации;
  • сведения об аудиторе;
  • описание предмета проверки (например, перечень отчётности с указанием периода, за который она составлена);
  • сведения о работе, которую проделал аудитор;
  • описание найденных нарушений;
  • указание на документ или бизнес-процесс, в котором обнаружено нарушение;
  • ссылки на документ, регламентирующий вопрос;
  • перечисление всех возможных санкций за обнаруженные нарушения;
  • список мер для устранения нарушений.

При выявлении нарушений, проверяющий должен сообщить руководству организации о них и согласовать сроки их устранения. Также аудиторы обязаны уведомить уполномоченные органы о неполадках.

Внутренний аудит нужен для контроля за финансовой деятельностью компании. Он позволяет выявить риски, проблемы и своевременно устранить их.

Читать также, как найти точки роста бизнеса

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Оцените автора
Бизнес-журнал Тарасова Константина
Кнопка чата