В бизнесе есть несколько фундаментальных определения, которые позволяют оценить уровень прибыльности и успешности компании. Сегодняшняя статья посвящена такому термину как «ликвидность». Что же он означает? С какой целью его рассчитывают?
Что такое ликвидность
Главное условий ликвидности – это возможность продать товар или услугу быстро и по рыночной цене. Например, недвижимость – это ликвидный товар, а б/у мебель – нет.
В сфере бизнеса ликвидность означает возможность реализовать свои активы, имущество по адекватной цене. Под ликвидными активами понимаются те ресурсы компании, которые можно за короткий срок превратить в деньги.
Зачем нужно оценивать ликвидность активов
Оценка ликвидности активов помогает понять, как быстро компания сможет рассчитаться со своими долгами. Высокий уровень данного показателя повышает доверие к компании, поскольку кредиторы, поставщики знают, что в случае чего им вернут долги в короткие сроки.
Зная ликвидность своих активов, предприниматель понимает на какие кредиты он может рассчитывать, что не остаться без имущества и денег. Для лучшего понимания структуры бизнеса активы обычно группируются по степени ликвидности.
Читать также, как правильно рассчитать бюджет компании
Виды ликвидности
- Ликвидность активов – относится к имуществу, оборудованию и другим материальным средствам, принадлежащим фирме.
- Ликвидность предприятия – учитывается ликвидность всех активов компании в совокупности. Рассчитывается при продаже бизнеса.
- Ликвидность денег — это возможность использовать деньги по их номинальной стоимости. Деньги – это единственный абсолютно ликвидный товар.
- Ликвидность баланса – показатель, который позволяет определить, хватит ли денег для оплаты всех расходов. Ликвидность баланса означает и ликвидность предприятия.
- Ликвидность рынка – определяет состояние рынка, возможность продажи товаров за короткий период и сравнительно неизменяющиеся цены.
- Ликвидность банка – отражает надежность банка. Сравнивается свободные денежные средства на счетах в банке и сумма выданных кредитов и займов.
Как проводить анализ ликвидности
Для расчета ликвидности изучается бухгалтерский баланс предприятия. Обобщенно формула ликвидность представляет собой соотношение задолженностей и ликвидных средств.
Выделяют следующие коэффициенты ликвидности: текущая, быстрая, абсолютная. Подробно о том, как рассчитать каждый из них, поговорим в следующем пункте.
Проанализировать и рассчитать ликвидность можно по бухгалтерскому балансу.
Для анализа все активы предприятия группируются по степени ликвидности, от самых ликвидных к наименее ликвидным. Пассивы группируются от самых срочных к постоянным.
Читать также, зачем нужно финансовое планирование в бизнесе
Коэффициенты ликвидности
- Текущая ликвидность – отношение оборотных активов к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам).
Формула:
ТЛ = ОА/ТП
Высокий уровень данного показателя означает платежеспособность компании, значит она сможет погасить свои текучие обязательства.
1>ТЛ – низкий показатель, предприятие в нестабильном финансовом положении.
2<ТЛ – хороший уровень.
- Быстрая ликвидность — рассчитывается как отношение высоколиквидных текущих активов к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам).Не учитываются материально производственные запасы.
Формула:
БЛ = (Краткосрочная дебиторка + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства)/ТП
Чем выше коэффициент быстрой ликвидности, тем лучше компания справится с долгами, если с продажами произойдут перебои.
Хорошее значение коэффициента — от 1.
- Абсолютная ликвидность —отношение денежных средств и краткосрочных вложений к текущим пассивам.
Формула:
АЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ТП
Показывает, какая часть краткосрочных займов может быть погашена немедленно.
Нормальное значение — от 0,2.
Что влияет на ликвидность
Ликвидность не остается одинаковой на всем жизненном цикле предприятия, на нее могут повлиять различные факторы:
- Количество ликвидных активов.
- Уставной фонд и собственный капитал.
- Остатки денег на счетах.
- Краткосрочный вложения и товары на складах.
- Грамотное управление компанией.
- Положительная репутация фирмы.
Читать также, как понять, что бизнес убыточный и что с этим делать
Как повысить ликвидность предприятия
Увеличить ликвидность активов можно влияя на факторы, указанные выше. Например:
- Купить новые активы.
- Улучшить качество имеющихся активов, например, достроить корпус.
- Уменьшить объем дебиторской задолженности.
- Снизить количество краткосрочных займов.
- Минимизировать незавершенное производство.
- Использовать прибыль для роста компании.
Еще одним способом повышения ликвидности в современном мире может стать цифровизация предприятия, например, выход на маркетплейсы, торговля через социальные сети. Это позволит увеличить рынки сбыта, реализовать запасы на складах и, соответственно, увеличить ликвидность компании.