Как управлять рисками в бизнесе

Развитие бизнеса

Любой проект сталкивается с рисками, даже если вам кажется, что вы все заранее  продумали. Рассмотрим, как найти риски в своем бизнесе и избавиться от них.

Виды рисков в проекте

Риски могут повлиять на время и ресурсы, необходимые для завершения проекта. Они могут быть внутренними (в пределах контроля команды проекта) или внешними (вне контроля команды проекта).

Финансовые риски

Может оказаться, что выделенных на проект денег не хватит. Тогда появится много непредвиденных расходов. Или неожиданно остановится поток финансов. Например, инвестор поймет, что этот проект неприбыльный, и откажется дальше отдавать свои деньги.

Стратегические риски

Возникают из-за неправильно выбранной стратегии развития, устаревших ценностей компании, высокой текучести кадров или инвестиции в технологию, которую сложно или дорого использовать.

Риски объема работ

Возникают из-за пропущенных дедлайнов, некорректных целей и KPI, использования устаревших маркетинговых исследований.

Внешние риски

Их невозможно проконтролировать внутри команды. Это может быть связано с политикой, ситуацией на рынке, плохой погодой, нарушением сроков поставок продукта.

Поиск рисков в проекте

Первый шаг к пониманию потенциальных рисков — знать, что они собой представляют. На этом этапе вам нужно составить список рисков, которые могут повлиять на ваш проект.

Пусть все участники команды выпишут все свои идеи о том, какие риски могут повлиять на развитие вашей компании. Например, непонимание целей проекта, низкий бюджет на рекламу, высокая цена продукта.

Что делать с рисками в компании

Есть четыре варианта, как избавиться от рисков. Нет четкого плана, какой из этих пунктов более правильный. Опирайтесь на свой опыт и интуицию.

Избегать. Если вы не уверены, что все пройдет гладко, лучше не рисковать. Например, поставщик продукта ранее был замечен за некачественным выполнением своей работы. Найдите другого. Планируете мероприятие в дождливый сезон? Перенесите мероприятие под крышу или дождитесь солнечного сезона.

Принять. Если вероятность риска небольшая, или он не повлияет на ваш проект, есть смысл просто принять, что этот риск произойдет. 

Снизить. Измените свой план или стратегию, чтобы снизить влияние этого риска на ваш проект. Снижение риска обычно требует определенных усилий или инвестиций. Например, менеджер проекта может нанять новых членов команды, если сотрудники не успевают выполнить задачи в срок.

Передать. Если вы понимаете. что сами не справитесь с этим риском, отдайте его третьей стороне. Например, вы не успеваете сделать сайт. Отдайте его профессионалу. Вам потребуется дополнительный бюджет, но зато вы получите сайт в нужные сроки.

Невозможно заранее предугадать все риски в проекте. Но их можно спрогнозировать и составить план по их устранению, или, хотя бы, их уменьшению.

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Бизнес-журнал Тарасова Константина
Кнопка чата