Как эффективно внедрить процессное управление

Развитие бизнеса

В рамках рыночной экономики предприятия стремятся повысить конкурентоспособность, при этом снижая затраты. Решению этих задач способствует процессный подход к управлению, согласно которому, бизнес-процесс представляет собой набор последовательных операций по достижению цели.

При внедрении данного подхода потребуется внести важные изменения в организационную структуру, перераспределить обязанности, задачи менеджеров. Представляем несколько наиболее простых способов внедрения Business Process Management (BPM) в деятельность компании.

Назначение ответственных за бизнес-процессы

Данное действие позволит усилить ответственность лиц, занимающихся организацией процессов в компании.

Задачи ответственных:

  • Продумать план реализации бизнес-процессов;
  • Назначить исполнителей задач;
  • Согласование и контроль процесса и результатов.

Ответственные менеджеры не подчиняются друг другу, имеют определенные полномочия и обязанности. Это позволяет им эффективно решать поставленные перед ними задачи.

В этом случае необходимо понимать разницу между функциональным менеджером и ответственным за бизнес-процессы. Первый отвечает за качественное решение своими специалистами задач, полученных от владельца бизнес-процесса, а также за достаточность и квалификацию сотрудников, привлекаемых к их решению.

Читать также

Самые частые ошибки руководителей и как их исправить

Внедрение организационных изменений

При внедрении процессного управления менеджеры должны не только отвечать за результаты деятельности отделов, но и иметь возможность управлять и вносить изменения в организационную структуру. Поэтому внедрение данного подхода должно быть согласовано с руководителем, генеральным директором компании. Важно разделять полномочия функционального менеджера и владельца бизнес-процессов, чтобы они не мешали друг другу в процессе выполнения своих должностных обязанностей.

Развитие горизонтальных связей

Горизонтальные связи подразумевают взаимоотношения менеджеров, находящихся на одном уровне в различных подразделениях, не подчиняющих друг другу. Такой тип коммуникации существует как в процессном, так и классическом подходе. Он облегчает рабочий процесс, позволяя сократить время решения каких-то задач.

Горизонтальные связи можно закрепить в правилах работы компании, тем самым делая шаг на пути к процессному управлению без серьезных изменений.

Внедрение новых бизнес-ролей

Можно начать с внедрения института бизнес-ролей, где будут закреплены полномочия и ответственность по управлению бизнес-процессом, начиная с его описания и заканчивая его непрерывным совершенствованием.

Чтобы облегчить изменение структуры компании можно создать отдельные связующие должности, помогающие функциональным подразделениям поддерживать хорошие взаимоотношения. Эти специалисты не имеют формальной власти над взаимодействующими подразделениями, при этом хорошо разбираются в нескольких областях, обслуживают разные функциональные подразделения. К связующим должностям можно отнести технолога по банковским продуктам, менеджера по работе с клиентами.

Читать также

Деловая коммуникация в бизнесе: правила, особенности

Формирование рабочих групп

Специальные группы могут облегчить согласования и принятие коллегиальных решений. Они могут быть:

-временными. Созданы для решения конкретных задач, например, группа для совершенствования закупочного процесса.

— постоянными. Занимаются решением задач в конкретной области, имеют специальные полномочия, проводят периодические встречи. К такой группе можно отнести команду по созданию новых продуктов, услуг.

Распределение власти

Создаются должности менеджеров-интеграторов, которые наделены властными полномочиями на горизонтальном уровне. Данные специалисты координируют работу нескольких подразделений, при этом они не могут воздействовать на функциональных менеджеров. К управленцам-интеграторам можно отнести руководителя экономического блока.

Усиление власти горизонтальных менеджеров

На данном этапе создаются матричные структуры, которые формируются с учетом принципов группирования функциональной и проектной деятельности. Такое совмещение повышает эффективность команды в условиях изменения рынка.

Приведенные управленческие инструменты активно применяются в российской практике. Процессный подход повышает клиентоориентированность в компании, делает команду более сплоченными, поскольку они двигаются к одной цели. Но самое главное, внедряя процессный подход, вы запустите цикл непрерывного совершенствования бизнес-процессов и обеспечите выживание компании в сложной обстановке.

 

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Оцените автора
Бизнес-журнал Тарасова Константина