Главная задача аналитического отдела – оценка финансового состояния бизнеса. Специалисты отдела рассчитывают ликвидность и рентабельность компании, составляют план будущего роста. Это позволяет повысить конкурентоспособность фирмы, завоевать лидерство на рынке.
Какие задачи выполняют аналитики
Для укомплектования отдела нужны руководитель и несколько бизнес-аналитиков. Их количество определяется размерами фирмы. Бизнес-аналитик – это специалист, обладающий знаниями в области экономики, финансов, управления бизнес-процессами и специализирующийся на оптимизации работы компании и достижении стратегических целей.
Для работы в отделе могут быть привлечены несколько аналитиков, которые отвечают за разные отрасли. Например:
- Бизнес-аналитик отвечает за экономику и финансы.
- Системный – занимается разработкой программ для эффективного ведения бизнеса, хранения информации.
- Маркетинговый – отвечает за продвижение на рынке.
- Финансовый – занимается поиском эффективных способов инвестирования и расходования денежных средств.
- Продуктовый — занимается формированием и пополнением ассортимента продукции.
В отделе одновременно могут работать несколько аналитиков. В рамках реализации каких-то продуктов они могут сотрудничать со специалистами других отделов, например, продуктовый аналитик работает с производственным отделом. При этом все эти специалисты непосредственно подчиняются руководителю отдела аналитики.
Функции отдела аналитики
- участие в проектах компании: контроль на различных этапах;
- оценка бизнес-процессов с целью определить KPI сотрудников;
- разработка планов реализации проектов;
- финансовое планирование, оптимизация расходов;
- финансовые прогнозы;
- улучшение программных интерфейсов;
- составление презентаций для представления новых идей руководству;
- составление и проверка гипотез;
- консультирование сотрудников по проектам.
Этот список не является исчерпывающим. В каждой компании могут быть установлены иные объемы работ для специалистов.
Читать также, как бизнесу адаптироваться к изменениям
Обязанности специалиста по аналитике продаж
Деятельность отдела аналитики непосредственно связана с информацией: сбором, обработкой, систематизацией.
Для полного представления задач отдела предлагаем рассмотреть их на примере аналитики продаж. Она выполняет несколько ключевых функций.
Прогнозирование
Аналитик продаж сотрудничает с руководителем отдела продаж, получает от него данные по спросу и предложению, реализации, анализирует их, ищет факторы, влияющие на спрос потребителей.
После этого составляется отчет, в котором отражаются все выводы специалиста с дополнениями в виде таблиц, графиков, диаграмм. Отчет содержит информацию по наиболее популярным товарам, прогноз поведения покупателей в ближайшем будущем. Исходя из этого можно понять, какие товары станут более востребованы в ближайшее время, на что необходимо обратить внимание.
Анализ информации о маркетплейсах
На основе прогноза выбираются товарные позиции, на которых будет обращено большее внимание в ближайшем будущем. После этого аналитиком подбирается маркетплейс или онлайн-рынок, на котором лучше реализовать продукцию. Выбор следует делать исходя из категории продукции.
Анализ конкурентов
Следующий шаг – изучение поведения конкурентов. Для этого аналитик сотрудничает с отделом маркетинга.
Задачи аналитики:
- определение главных конкурентов по ассортименту, целевой аудитории, масштабу;
- оценка способов привлечения клиентов (реклама, страница в социальных сетях, партнерство).
Читать также, зачем бизнесу нужен отдел развития
Повышение продаж
Главная задача аналитика – повышение продаж, соответственно, прибыли. Для этого он тщательно изучает ассортимент компании, выявляет востребованные и невыгодные продукты. Ему важно понять, как меняется спрос, какие факторы на это влияют, как на это повлиять. Для этого могут применяться различные инструменты: Google-документы, Excel или другие программы.
В рамках повышения прибыли и рентабельности аналитик детально изучает продажи:
- самые прибыльные товары;
- товары, которые обязательно должны быть в ассортименте;
- сезонные позиции;
- количество проданного товара за неделю, месяц или другой период;
- размер запаса на складе;
- убыточные товары.
Сокращение затрат
Аналитик продаж изучает расходы, связанные со продажами, реализацией.
Это могут быть издержки на транспортировку, на содержание торговых точек, персонала, на упаковку товаров. Исходя из этого анализа определяются возможности для экономии без потери качества.
Отдел аналитики – важный отдел в компании, который занимается анализом показателей компании и прогнозом будущих результатов.