Главная цель любой компании – получение прибыли. Миссия же отражает ценности, пользу, которую организация может принести людям, обществу. Это основа деятельности компании. Исходя из миссии формируется маркетинговая стратегия, бренд, выстраиваются отношения с потенциальными клиентами.
Зачем нужна миссия компании
Миссия – это глобальная цель организации, ценности, которые она позиционирует. Благодаря этому сотрудники более замотивированы, они чувствуют свое участие в чем-то важном, а клиенты получают большую пользу.
В условиях рыночной экономики, постоянного развития бизнеса важно довести миссию компании до всех сотрудников. Невозможно выстроить коммуникации внутри организации, с партнерами только по строгим шаблонам, скриптам. При принятии сотрудником самостоятельных решений, они должны быть ориентированы на ценности, миссию компании. Ведь это основной посыл организации.
Как найти свою миссию
На этапе формирования компании руководителю бывает сложно определить миссию компании. Главная цель может появиться чуть позже: после начала бизнес-процессов, общения с клиентами, поставщиками. Главное, не бездействовать, а искать это глобальный смысл.
В процессе поиска миссии можно выполнить следующие действия:
- Оценка ценностей конкурентов, партнеров. Найти то, что откликается именно вам. Исходя из этого разработать свою идею.
- При анализе конкурентов выделить те, позиции которых наоборот отталкивают вас. Изучение противоположностей поможет найти что-то свое исходя из контрастов.
- Целью бренда может стать углубленная и обобщенная версия уникального торгового предложения, то есть самое яркое конкурентное преимущество.
Конкуренция подталкивает компании сражаться не только за материальные составляющие, но и вести борьбу за клиентов при помощи подходящей миссии. Ведь покупателям важны идеи и ценности, которые транслирует компания. Например, клиенты могут отдать предпочтение магазинам, которые часть своей прибыли перечисляют в благотворительные фонды.
Преимущества разработки миссии
Миссия отражает философию бренда, ту мысль, которую компания хочет донести до общества. Она может быть выражена в одном предложении или расписана на целый лист. Цели также могут различаться. Например, у одной фирмы может быть цель «помочь оздоровлению населения», другая же хочет улучшить информационные технологии.
Грамотно составленная миссия дает компании следующие преимущества:
- Улучшается корпоративная культура, сплоченность команды.
- Повышается эффективность работы команды, сотрудники более замотивированы.
- Формируется единая идеология.
- Обеспечивается конкурентное преимущество на рынке.
Читать также о том, как создать успешную команду за 8 шагов
У всех ли компаний должна быть миссия
Как показывает практика, миссии обычно разрабатываются на уже «взрослом» этапе жизни компании, когда уже достигнуты некие высоты и часть денег направляется на социальные нужды, благотворительность. Однако, это не означает, что небольшая компания не может ставить перед собой какие-то общие цели, например, дать клиентам хороший сервис или решить какие-то проблемы населенного пункта. Важно, чтобы миссия компании была действенна, не значилась только для галочки.
Читать также про жизненный цикл компании
Как разработать миссию компании
Миссия разрабатывается с учетом следующих элементов:
- Клиенты. Ценность для них.
- Конкуренты. Отличие команды от других.
- Ясность и простота изложения.
- Ценности, идеи.
- Честность.
Миссия разрабатывается в следующие этапы:
- Найти то, что будет отражено в идее: философия, корпоративная культура, блага для общества, позиция на рынке.
- Составить список вопросов с ответами о компании. Это позволит выявить основную идею. (Например, Кто мы? Чего мы хотим? Как мы можем решить проблемы клиентов?).
- Выделить в своих ответах главные пункты, сформируйте небольшое письмо для сотрудников, партнеров, клиентов.
- Ознакомить сотрудников и клиентов с этим текстом, узнать их мнение об этой миссии.
- Отшлифовать и доработать текст в соответствии с предложениями.
Помните, грамотно составленная миссия прослужит на благо вашей компании многие годы, обеспечит ей рост и доверие клиентов. Станет основой маркетинговой стратегии. Важно лишь один раз, как следует продумать глобальную идею вашей компании.