Как правильно увольнять сотрудника

Как правильно увольнять сотрудника Управление командой

Уволить проблемного сотрудника может быть достаточно сложно. Прежде чем кого-то увольнять, убедитесь, что у вас все в порядке и вы выполняете процесс должным образом. Увольнение кого-либо слишком поспешно или без принятия надлежащих мер может привести к неприятной ситуации или даже юридическим проблемам, наносящим ущерб бизнесу.

Экспертный совет о том, как увольнять сотрудников

  1. Сначала дайте сотруднику возможность исправиться (или уволиться).

“Осознать, что вы плохо приняли на работу или что кандидат, на которого вы возлагали большие надежды, не в восторге от своей нынешней должности, непросто – особенно для малого бизнеса. В этом случае обязательно нужно взять ситуацию под контроль. Самое лучшее, что можно сделать, — это поговорить с этим человеком и высказать свои опасения. Дайте им возможность самостоятельно осознать, что, возможно, это не самый лучший вариант. В некоторых случаях, после всего лишь этого разговора, сотрудник может уволиться по собственному желанию.

  1. Заранее приведите все в порядок.

Попрактикуйтесь в том, что вы планируете сказать сотруднику, и приведите в порядок всю необходимую документацию, чтобы сделать процесс максимально плавным. Если вы боитесь, что ваши нервы не выдержат, запишите несколько тезисов для обсуждения. Как минимум, вам нужно будет объяснить сотруднику процесс выхода из здания, возврата принадлежащих компании вещей, как долго будут действовать льготы и т.д.

  1. Выберите подходящее время и место.

Планируйте дату, время и место – я предпочитаю в начале недели, [и] никогда в пятницу. [Делайте это] во время обеда или в другое время, когда влияние на бизнес сведено к минимуму. Конференц-залы — хорошие места.

  1. Не спешите на встречу.

Убедитесь, что у вас есть по крайней мере 15 минут до начала встречи, чтобы расслабиться и четко сформулировать свою цель.

  1. Сосредоточьтесь на фактах (и законе).

При увольнении сотрудника вам нужно сосредоточиться на конкретных фактах и не переходить на личности. Также необходимо соблюдать законы, действующие в вашем регионе, для получения уведомления и, в некоторых случаях, выходного пособия.

6. Защитите свой бизнес.

Документ, документ, документ. Без надлежащего документирования правил компании, требований к должности [и] ожиданий, нарушений и дисциплинарной политики вы проиграете большинство судебных процессов.

  1. Не делайте этого в одиночку.

Не увольняйте сотрудника в одиночку… Увольнение — это эмоциональная и деликатная ситуация, и поэтому вы никогда не знаете, как кто-то отреагирует. Было бы разумно, чтобы на встрече присутствовал представитель отдела кадров. Если у вас нет преданного своему делу сотрудника отдела кадров, просто убедитесь, что в момент увольнения рядом с вами будет ваш доверенный.

  1. Пусть это не будет сюрпризом.

Увольнение никогда не должно быть неожиданностью для сотрудника. Сотрудник все это время должен был получать постоянную обратную связь от руководства в режиме реального времени. Когда сотрудник застигнут врасплох и не думает, что увольнение неизбежно, возникают судебные иски.

  1. Будьте последовательны.

Убедитесь, что ваше решение уволить соответствует прошлому поведению и практике. Увольнение Боба за несколько опозданий, в то время Кэрол опаздывает систематически, является тревожным сигналом.

  1. Говорите коротко.

Увольнять кого-то никогда не бывает приятно, независимо от причины. Я всегда рекомендую быть решительным в своем решении, четко излагать свои причины и быть кратким при взаимодействии.

  1. Не придумывайте оправданий.

Это нормально — увольнять кого-то, кто просто не вписывается в вашу организацию и кого вообще не следовало принимать на работу. Не увлекайтесь попытками обосновать несуществующие проблемы с производительностью. Быть честным. Эти трудовые отношения не устраивают ни одну из вовлеченных сторон, и лучше покончить с ними как можно скорее.

  1. Держите это в секрете.

Если вам действительно нужно уволить сотрудника, позвольте ему уйти с достоинством. Например, не заставляйте сотрудника убирать со своего стола на глазах у коллег. Организуйте сбор вещей в нерабочее время или в субботу.

  1. Назначьте кого-нибудь, кто сопроводит сотрудника на выход.

Пусть кто-нибудь побудет с ними, пока они упаковывают свои личные вещи, а затем попросите этого человека забрать ключи, удостоверение личности сотрудника и сопроводить их из здания.

  1. Убедитесь, что это они, а не вы.

Проведите самооценку. Если вы дошли до того, что вынуждены кого-то уволить, сейчас самое время оценить свои процессы найма, поддержки и развития. Это закономерность, которую вы наблюдаете? Если это так, вам необходимо устранить коренные причины ваших проблем с управлением.

  1. Если вы проводите увольнения, дайте сотрудникам время.

Если вы знаете, что через три месяца у вас будут увольнения, сообщите об этом своим сотрудникам через месяц и предоставьте им эти два месяца в качестве выходного пособия. Если вам нужно, чтобы ключевые сотрудники остались на определенное время, дайте им бонусное вознаграждение за продолжение работы до установленного времени.

Читать также о решении конфликтов в удаленной команде

Когда стоит уволить сотрудника

  1. Постоянное употребление наркотиков или алкоголя

Одно дело, если ваш сотрудник выпьет бокал вина на корпоративной праздничной вечеринке. Другое дело, если сотрудник настолько пьян, что не может выполнять свои рабочие функции. Сотрудники, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте, не только плохо отражаются на репутации компании, но и представляют опасность. Употребление наркотиков и алкоголя в офисе, на рабочем месте или во время выполнения служебных обязанностей является уважительной причиной для увольнения.

2. Неэтичное поведение

Неэтичное поведение включает в себя такие нарушения, как фальсификация документации компании, ложь о рабочих задачах и сокрытие информации, которая может привести к катастрофическим последствиям для связей с общественностью. Это может даже включать в себя выражение сильных, неприятных политических позиций на рабочем месте или за его пределами. Любой случай неэтичного поведения, каким бы серьезным он ни был, является основанием для увольнения.

  1. Ущерб имуществу компании

Если сотрудник повредит оборудование компании, компьютеры или офисные помещения, что приведет к значительным финансовым или операционным последствиям, вы можете уволить его.

  1. Кража или неправомерное использование имущества компании

Кража является незаконной, даже если ваш сотрудник забирает домой небольшой пакетик с резинками из вашего кладовки. Тем не менее, кражи на рабочем месте — обычное дело, поэтому вы можете захотеть увольнять только тех людей, которые крадут дорогие вещи или имущество. Аналогичным образом, некоторые случаи неправомерного использования собственности компании – например, широкое использование компьютеров компании в личных целях в рабочее время (или любое использование компьютеров компании в сомнительных с моральной точки зрения или незаконных целях) – могут повлечь за собой увольнение.

  1. Вводящее в заблуждение заявление о приеме на работу

Исследования показали, что 78% соискателей работы лгут в своих резюме. Если вы узнаете, что резюме текущего сотрудника содержало сфабрикованную информацию при приеме на работу, вы можете уволить его. Однако, если сотрудник завысил какую-то незначительную квалификацию и хорошо выполняет свою работу, возможно, стоит дважды подумать, прежде чем увольнять его.

6. Плохая производительность труда

Плохая работа — это разумная и законная причина для увольнения кого-либо. Однако, прежде чем увольнять сотрудника за плохую работу, встретьтесь с ним, проинформируйте его о тех областях, в которых у него проблемы, и о способах, которые он может улучшить. Не предпринимая этих шагов, можно снизить моральный дух сотрудников.

Читать также о том, как управлять токсичными сотрудниками

7. Чрезмерное отсутствие

Для сотрудника нормально время от времени брать отпуск или больничный. Но они не должны постоянно опаздывать или редко работать целую неделю. Чрезмерно отсутствующие сотрудники мешают компании соблюдать сроки и цели – постоянное отсутствие является приемлемой причиной для увольнения кого-либо.

8. Плохое соответствие культуре

Это может означать многое. Возможно, сотрудник постоянно настроен негативно. Возможно, они не посвящают себя работе или не испытывают к ней влечение. Возможно, они постоянно шутят, разговаривают со своими коллегами или иным образом отвлекают команду. Все это приемлемые причины для того, чтобы кого-то уволить.

Читать также о 8 шагах к созданию успешной команды

9. Нарушения других политик компании

Хотя нарушение политики компании может повлечь за собой увольнение, тщательно подумайте, прежде чем увольнять сотрудников по этой причине. Можно оправдать увольнение, если сотрудник нарушает политику в отношении социальных сетей, публикуя что-то, что может нанести серьезный ущерб общественному имиджу компании. Однако, если ваш сотрудник проверяет свои личные аккаунты в социальных сетях в рабочее время, это не является достаточно серьезным нарушением для увольнения. Вместо этого мягко напомните сотруднику о политике. В случае повторения ситуации могут потребоваться более крайние меры.

10. Сокращение штата

Хотя увольнение в связи с сокращением штата или бюджета часто группируется отдельно от увольнения, это уважительная причина. Если вам нужно уволить сотрудников, будет вежливо своевременно уведомить их об этом. Закон требует, чтобы работодатели заблаговременно уведомляли об увольнениях.

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Бизнес-журнал Тарасова Константина
Кнопка чата