Франчайзинг – это выгодный бизнес, особенно для начинающих предпринимателей, поскольку позволяет добиться успеха независимо от опыта, профильного образования. В данной статье расскажем, как открыть бизнес по франшизе.
Что представляет собой франшиза
Франшиза представляет собой лицензию, согласно которой предприниматель (франчайзи) может использовать товарный знак и бизнес-модель продавца.
Такое взаимодействие выгодно как для франчайзера, так и франчайзи. Продавец может улучшить охват рынка, минимизируя свои затраты, а предприниматель получает возможность быстрого заработка, ведь у него есть уже отработанная бизнес-модель. Особенно данный способ популярен для рынков с большей конкуренцией.
Типы франшизы
- Товарная. Предприниматель реализует товары продавца, используя торговую марку правообладателя. Обычно это розничные магазины. Риск остаться без покупателей минимален, поскольку у франчайзера есть известный бренд и продуманная маркетинговая стратегия.
- Производственная. Франчайзи получает право на производство и реализацию товаров под брендом продавца. При этом продавец может поставлять ресурсы, сырье.
- Бизнес-формат. Предприниматель получает бизнес-план для построения прибыльного бизнеса. Ему не нужно проводить маркетинговые исследования рынка, строить стратегию, тестировать различные гипотезы, каналы продаж.
- Мастер-франшиза. Франчайзи выступает своеобразным посредником и выполняет также функции франчайзера (отношения субфранчайзинга). Используется иностранными компаниями для освоения новых рынков путем привлечения местных предпринимателей, которые могут вести деятельность только в определенном регионе.
Читать также, как управлять стратегическими рисками в компании
Что входит во франшизу
- Товарный знак. Предприниматель может пользоваться репутацией франчайзера.
- Бизнес-модель. Включает бизнес-план, целевую аудиторию, каналы сбыта, технологии производства.
- Сопровождение. Франчайзер проводит обучение по схемам ведения бизнеса. Иногда это сопровождение может длиться весь период сотрудничества. Оно позволяет франчайзеру контролировать качество работ франчайзи, а тот, в свою очередь, может рассчитывать на помощь в сложных ситуациях.
Стоимость франшизы
При покупке франшизы покупателем платится паушальный взнос, потом в процессе сотрудничества делаются ежегодные отчисления – роялти.
Паушальный взнос – единоразовая фиксированная оплата, размер которой зависит от известности бренда. Позволяет покрыть расходы франчайзера на поставку товара, сырья, рекламу, обучение сотрудников. Взимается не всегда.
Роялти платится франчайзи постоянно на протяжении всего сотрудничества. Размер зависит от суммы выручки компании, чаще всего колеблется в пределах 4-13 %. В России практикуется система франшизы, при которой покупатель платит фиксированную сумму роялти независимо от дохода.
Читать также, как написать эффективную стратегию компании
Примеры франшиз
Первой официальной франшизой в России считается лицензия «Баскин Роббинс», по которой в 1988 году в Москве была открыта гостиница «Россия». За эти годы франшизы завоевали все секторы экономики. С каждым днем их количество продолжает расти.
Самые популярные франшизы в России – Ozon, «Растем вместе», KFC, Mr.DOORS.
Плюсы и минусы франшизы
Преимущества бизнеса по франшизе:
- Независимость компании от франчайзера.
- Минимальные требования к покупателю.
- Возможность развиваться, применяя уже проверенные стратегии.
- Использование сформировавшейся репутации.
Недостатки франшизы:
- Необходимость соблюдения всех требований, условий франчайзера.
- Регулярные отчисления.
- Большие вложения на старте, особенно если бренд является достаточно популярным.
Читать также, в чем преимущества и недостатки партнерства в бизнесе
Способы поиска франшизы
- Поиск в Интернете. На официальных сайтах франчайзеров есть подробные сведения об условиях сотрудничества, контактные данные.
- Интернет-каталоги. Там представлены все франчайзеры независимо от сферы деятельности и условий сотрудничества.
- Офлайн-выставки. Обычно проводятся в крупных городах. Можно лично посмотреть продукцию бренда, пообщаться с представителем.
Выбор франшизы
Начинается с определения направления бизнеса, которое интересно для покупателя. При подборе нужно ориентироваться на следующие критерии:
- Развитие отрасли, спрос в будущем.
- Конкуренция. Лучше выбрать отрасль, где работают несколько компаний и не покрывают весь рынок.
- Объемы продаж франчайзера. Важно вложиться в компанию с хорошими оборотами, чтобы окупить инвестиции в разумные сроки.
- Прозрачность партнера.
- Поддержка от франчайзера.
- Требования, в том числе по первоначальному взносу, ежегодным платежам, качеству продукции.
Покупка франшизы
- Заявка на официальном сайте франчайзера.
- Встреча с представителем компании, обсуждение условий сотрудничества.
- Изучение договора.
- Оформление необходимых документов.
- Уплата взноса.
Юридическое оформление франшизы
В нашем законодательстве нет понятия «франшиза». Для регулирования взаимоотношений между сторонами используются следующие документы:
- Договор коммерческой концессии, согласно которому осуществляется передача прав франчайзи. Должен быть возмездным.
- Лицензионное соглашение – дает возможность франчайзи пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзи.
- Агентский договор – заключается в том случае, если франчайзи занимается реализацией продукции продавца. Он определяет условия поставки товаров.
Ошибки при покупке франшизы
- Принятие поспешных решений. Перед началом сотрудничества важно обсудить все детали, проанализировать свои возможности.
- Анализ показателей рынка, а не компании-франчайзера.
- Возложение огромных надежд на помощь поставщика. Надеются, что продавец решит все проблемы, поможет добиться успеха.
- Отсутствие сведений о репутации продавца. Нужно изучить отзывы, оценки компании.
Перед началом сотрудничества важно проанализировать все показатели, условия сотрудничества, изучить юридические документы, только потом совершать сделку. Помните, ваш успех зависит только от вас.