HADI-циклы: как проверять гипотезы в бизнесе

Развитие бизнеса

HADI — один из самых эффективных инструментов для проверки гипотез в бизнесе. 

Гипотеза в бизнесе — это предположение о развитии, продажах или клиентах, которые можно взять в работу и подтвердить или опровергнуть. Подробнее о гипотезах и их тестировании я писал в этой статье.

Как устроен HADI-цикл

HADI — это процесс исследования, состоящий из четырех шагов: придумывание гипотезы, ее воплощение, сбор данных, формулирование выводов. 

После того, как будет проверена одна гипотеза, этот цикл можно начинать снова и проверять все больше гипотез. Разберем подробнее каждый этап.

H (hypothesis) — гипотеза. Здесь нужно придумать гипотезы для проверки и то, на какие метрики она должна повлиять. Нужно прописать, что планируете изменить и какие показатели должны измениться. 

В одном цикле проверяется одна гипотеза. Иначе будет непонятно, из-за чего изменилась метрика. Если проверять несколько гипотез сразу, то они должны влиять на разные не связанные показатели.

А (action) — действие. Придуманные изменения нужно воплотить. 

D (data) — сбор данных. Собираем всю информацию, которая поможет решить, была ли успешна гипотеза. В первую очередь смотрим на метрику, на которую хотели повлиять. 

I (insights) — выводы. Анализируем, сработала ли гипотеза. Да — оставляем и масштабируем. Нет — смотрим почему, понимаем ошибки и пускаем в тест следующую гипотезу. 

Как проверять гипотезы с помощью HADI-цикла

  • Придумайте несколько гипотез для влияния на одну метрику. Проанализируйте каждую и выберите ту, которую будет быстрее и дешевле протестировать.
  • Гипотеза должны быть в формате вопроса, на который можно ответить “да” или “нет”. 
  • Начинайте тестировать гипотезу как можно скорее, не вкладывая большого количества усилий и ресурсов. 
  • Данные должны быть измеримы. Если вы, например, тестируете, что поменяв скрипт, отдел продаж начнет продавать в 2 раза больше, значит это должно быть наглядно показано — за неделю было 20 продаж, стало 40.

С помощью HADi-циклов можно протестировать что-угодно в любом отделе бизнеса: продажах, маркетинге, рекламе, найме персонала. Это инструмент подходит не только для начинающих стартапов, но и для зрелых бизнесов и корпораций. Важно — придумать гипотезу, которую можно быстро и дешево протестировать и внимательно пройти по всем 4 этапам.

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Оцените автора
Бизнес-журнал Тарасова Константина