Увольнение сотрудника может быть связано с различными причинами: сокращение штата, несоответствие занимаемой должности, финансовый кризис, неактуальность вакансии в современных условиях. В любом случае важно сделать это грамотно и вежливо. Это поможет:
- Сохранить хорошую репутацию компании как работодателя.
- Обеспечить добрые взаимоотношения с сотрудником даже после увольнения.
И вообще, забота о сотруднике, даже если он вот-вот станет бывшим, — элемент нормального поведения работодателя.
Документальное оформление увольнения
В этой статье разберем увольнение сотрудников, работающих как по трудовому договору, так и по договору гражданско-правового характера, самозанятых, ИП.
Увольнение по трудовому договору
В данном случае работодатель может уволить сотрудника по статье, принуждение на увольнение по собственному желанию, увольнение по соглашению сторон, сокращение. Первые два варианта нельзя считать вежливыми, они не гарантирует хороших взаимоотношений с бывшими сотрудниками. Поэтому в данной статье мы данные способы рассматривать не будем.
- Расставание по соглашению сторон
Самый простой способ увольнения. При этом сотрудник может получить компенсации, размер которого обговаривается индивидуально. Обычно это заработная плата за 2-3 месяца. Выходные пособия размером до 3 окладов не облагаются НДФЛ. Кроме этого, сотруднику нужно выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, оплату за фактически отработанное время.
При расставании по соглашению сторон оформляется соглашение о прекращении трудового договора или заявление о расторжении трудового договора по соглашению сторон со стороны работника.
- Сокращение
Применяется, когда нужно убрать определенный вид должности в компании, сократить структурное подразделение или уволить большое количество человек. Здесь важно учитывать несколько бюрократических нюансов:
- Нельзя сокращать беременных, женщин с детьми до трёх лет, родителей-одиночек с детьми до 14 лет, единственных кормильцев многодетной семьи с ребёнком до трёх лет или инвалидом до 18 лет.
- При выборе лиц для сокращение учитывается квалификация, наличие иждивенцев.
- Лучше создать комиссию, которая составит на каждого работника акт и обоснует, почему уволить решили того, а не этого.
- Руководителем издается приказ о сокращении. Сотрудников нужно предупредить об увольнении не менее чем за 2 месяца до этой даты.
- Нужно поставить в известность службу занятости, издать приказ об увольнении, произвести необходимые расчеты с сотрудниками.
Сокращаемому сотруднику нужно выплатить выходное пособие в размере одного месячного заработка. Если работник не трудоустроится спустя 30 дней, то может быть произведена выплата за второй месяц.
Читать также о том, как правильно увольнять сотрудника
Расставание с ИП, самозанятым или лицом, оформленным по ГПХ
Самый простой, но не гуманный метод – это просто не давать новые задания исполнителю. Однако, лучше все-таки расставить точки над «i» и предупредить о прекращение деловых взаимоотношений.
Обычно в договорах есть пункт, посвященный действиям при расторжении отношений. Можно подготовить уведомление для исполнителя о том, что документ прекращает своё действие, или составить соглашение о расторжении договора, прописать там условия и дату расставания.
Как подготовиться к разговору об увольнении
Важно, чтобы об увольнении сотруднику сообщил работник отдела кадров или его непосредственный руководитель, с которым он работал.
Лицу, который должен сообщить об увольнении, следует заранее подготовиться, продумать ход разговора. Вот несколько советов для тех, на кого возложена ответственность, сообщить про увольнение:
- Настройтесь на беседу, позаботьтесь о своем психологическом состоянии. Перед беседой лучше выспаться, утолить чувство голода и жажды.
- Можно набросать план беседы, продумать аргументы, подобрать нужные слова. Продумайте вопросы, которые он может спросить, подготовьте грамотные ответы. В качестве поддержки можно написать на сотрудника отзыв для будущей работы, рекомендации, устроить продвижение на рынке труда.
- Выберите подходящее время. Сделайте так, чтобы вас не отвлекали.
- Организуйте личную встречу или видеозвонок. Не нужно этого делать через письмо или сообщение. При массовом сокращении также важно поговорить с каждым сотрудником по-отдельности.
Читать также о том, как нанять сотрудника на удаленную работу
Как провести беседу
- Сразу изложите всю суть. Не позволяйте сотруднику лишний раз нервничать.
- Постарайтесь говорить тактично, без агрессии, раздражения. Главный фокус должен быть на сотруднике. Лишние оправдания тоже не нужны.
- Объясните причины увольнения с учетом фактов. Можно похвалить сотрудника за его заслуги.
- Выслушайте мнение сотрудника. Реакция на увольнение может быть разной. Нужно быть готовым к этому.
- Обсудите организационные моменты: срок продолжения работы, передачу обязанностей, компенсацию. По итогам работы можно отправить все эти пункты письменно.
Дополнительные действия
- Поговорите с командой для того, чтобы избежать панических атак. Лучше честно рассказать о том, что происходит в компании: с чем связаны увольнения, есть ли риск, что они продолжатся или станут массовыми.
- Проконтролируйте передачу дел, чтобы сотрудника не дергали после увольнения. Закройте доступы в рабочие чаты.
- Проведите прощальное интервью, который позволит оценить, с каким настроением уходит сотрудник, и нащупать места развития для компании. Кроме того, это отличная возможность ещё раз сказать спасибо за работу, отметить сильные стороны человека.
Бизнес- довольно суровая система. Иногда приходится увольнять даже добросовестных, опытных сотрудников. В данном случае, важно расставаться на положительной ноте, без издевательств, скандалов.