Как вежливо уволить сотрудника

Управление командой

Увольнение сотрудника может быть связано с различными причинами: сокращение штата, несоответствие занимаемой должности, финансовый кризис, неактуальность вакансии в современных условиях. В любом случае важно сделать это грамотно и вежливо. Это поможет:

  • Сохранить хорошую репутацию компании как работодателя.
  • Обеспечить добрые взаимоотношения с сотрудником даже после увольнения.

И вообще, забота о сотруднике, даже если он вот-вот станет бывшим, — элемент нормального поведения работодателя.

Документальное оформление увольнения

В этой статье разберем увольнение сотрудников, работающих как по трудовому договору, так и по договору гражданско-правового характера, самозанятых, ИП.

Увольнение по трудовому договору

В данном случае работодатель может уволить сотрудника по статье, принуждение на увольнение по собственному желанию, увольнение по соглашению сторон, сокращение. Первые два варианта нельзя считать вежливыми, они не гарантирует хороших взаимоотношений с бывшими сотрудниками. Поэтому в данной статье мы данные способы рассматривать не будем.

  1. Расставание по соглашению сторон

Самый простой способ увольнения. При этом сотрудник может получить компенсации, размер которого обговаривается индивидуально. Обычно это заработная плата за 2-3 месяца. Выходные пособия размером до 3 окладов не облагаются НДФЛ. Кроме этого, сотруднику нужно выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск, оплату за фактически отработанное время.

При расставании по соглашению сторон оформляется соглашение о прекращении трудового договора или заявление о расторжении трудового договора по соглашению сторон со стороны работника.

  1. Сокращение

Применяется, когда нужно убрать определенный вид должности в компании, сократить структурное подразделение или уволить большое количество человек. Здесь важно учитывать несколько бюрократических нюансов:

  • Нельзя сокращать беременных, женщин с детьми до трёх лет, родителей-одиночек с детьми до 14 лет, единственных кормильцев многодетной семьи с ребёнком до трёх лет или инвалидом до 18 лет.
  • При выборе лиц для сокращение учитывается квалификация, наличие иждивенцев.
  • Лучше создать комиссию, которая составит на каждого работника акт и обоснует, почему уволить решили того, а не этого.
  • Руководителем издается приказ о сокращении. Сотрудников нужно предупредить об увольнении не менее чем за 2 месяца до этой даты.
  • Нужно поставить в известность службу занятости, издать приказ об увольнении, произвести необходимые расчеты с сотрудниками.

Сокращаемому сотруднику нужно выплатить выходное пособие в размере одного месячного заработка. Если работник не трудоустроится спустя 30 дней, то может быть произведена выплата за второй месяц.

Читать также о том, как правильно увольнять сотрудника

Расставание с ИП, самозанятым или лицом, оформленным по ГПХ

Самый простой, но не гуманный метод – это просто не давать новые задания исполнителю. Однако, лучше все-таки расставить точки над «i» и предупредить о прекращение деловых взаимоотношений.

Обычно в договорах есть пункт, посвященный действиям при расторжении отношений. Можно подготовить уведомление для исполнителя о том, что документ прекращает своё действие, или составить соглашение о расторжении договора, прописать там условия и дату расставания.

Как подготовиться к разговору об увольнении

Важно, чтобы об увольнении сотруднику сообщил работник отдела кадров или его непосредственный руководитель, с которым он работал.

Лицу, который должен сообщить об увольнении, следует заранее подготовиться, продумать ход разговора. Вот несколько советов для тех, на кого возложена ответственность, сообщить про увольнение:

  • Настройтесь на беседу, позаботьтесь о своем психологическом состоянии. Перед беседой лучше выспаться, утолить чувство голода и жажды.
  • Можно набросать план беседы, продумать аргументы, подобрать нужные слова. Продумайте вопросы, которые он может спросить, подготовьте грамотные ответы. В качестве поддержки можно написать на сотрудника отзыв для будущей работы, рекомендации, устроить продвижение на рынке труда.
  • Выберите подходящее время. Сделайте так, чтобы вас не отвлекали.
  • Организуйте личную встречу или видеозвонок. Не нужно этого делать через письмо или сообщение. При массовом сокращении также важно поговорить с каждым сотрудником по-отдельности.

Читать также о том, как нанять сотрудника на удаленную работу

Как провести беседу

  1. Сразу изложите всю суть. Не позволяйте сотруднику лишний раз нервничать.
  2. Постарайтесь говорить тактично, без агрессии, раздражения. Главный фокус должен быть на сотруднике. Лишние оправдания тоже не нужны.
  3. Объясните причины увольнения с учетом фактов. Можно похвалить сотрудника за его заслуги.
  4. Выслушайте мнение сотрудника. Реакция на увольнение может быть разной. Нужно быть готовым к этому.
  5. Обсудите организационные моменты: срок продолжения работы, передачу обязанностей, компенсацию. По итогам работы можно отправить все эти пункты письменно.

Дополнительные действия

  1. Поговорите с командой для того, чтобы избежать панических атак. Лучше честно рассказать о том, что происходит в компании: с чем связаны увольнения, есть ли риск, что они продолжатся или станут массовыми.
  2. Проконтролируйте передачу дел, чтобы сотрудника не дергали после увольнения. Закройте доступы в рабочие чаты.
  3. Проведите прощальное интервью, который позволит оценить, с каким настроением уходит сотрудник, и нащупать места развития для компании. Кроме того, это отличная возможность ещё раз сказать спасибо за работу, отметить сильные стороны человека.

Бизнес- довольно суровая система. Иногда приходится увольнять даже добросовестных, опытных сотрудников. В данном случае, важно расставаться на положительной ноте, без издевательств, скандалов.

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Оцените автора
Бизнес-журнал Тарасова Константина