Как вежливо уволить сотрудника

Управление командой

Увольнение сотрудника может быть связано с различными причинами: сокращение штата, несоответствие занимаемой должности, финансовый кризис, неактуальность вакансии в современных условиях. В любом случае важно сделать это грамотно и вежливо. Это поможет:

  • Сохранить хорошую репутацию компании как работодателя.
  • Обеспечить добрые взаимоотношения с человеком даже после его ухода.

И вообще, забота о сотруднике, даже если он вот-вот станет бывшим, — элемент нормального поведения работодателя.

Документальное оформление увольнения

В этой статье разберем увольнение лиц, работающих как по трудовому договору, так и по договору гражданско-правового характера, самозанятых, ИП.

Увольнение по трудовому договору

В данном случае работодатель может уволить сотрудника по статье, принудить написать заявление по собственному желанию, по соглашению сторон, сокращение. Первые два варианта нельзя считать вежливыми, они не гарантирует хороших взаимоотношений с бывшими сотрудниками. Поэтому в данной статье мы данные способы рассматривать не будем.

  1. Расставание по соглашению сторон

Самый простой вариант. При этом работник может получить компенсации, размер которого обговаривается индивидуально. Обычно это заработная плата за 2-3 месяца. Выходные пособия размером до 3 окладов не облагаются НДФЛ. Кроме этого, сотруднику выплачивают компенсацию за неиспользованный отпуск, оплату за фактически отработанное время.

При расставании по соглашению сторон оформляется соглашение о прекращении трудового договора или заявление о расторжении трудового договора по соглашению сторон со стороны работника.

  1. Сокращение

Применяется, когда убирают определенный вид должности в компании, сократить структурное подразделение или уволить большое количество человек. Здесь важно учитывать несколько бюрократических нюансов:

  • Нельзя сокращать беременных, женщин с детьми до трёх лет, родителей-одиночек с детьми до 14 лет, единственных кормильцев многодетной семьи с ребёнком до трёх лет или инвалидом до 18 лет.
  • При выборе лиц для сокращения учитывается квалификация, наличие иждивенцев.
  • Лучше создать комиссию, которая составит на каждого работника акт и обоснует, почему уволить решили того, а не этого.
  • Руководителем издается приказ о сокращении. Работников следует предупредить о сокращении не менее чем за 2 месяца до этой даты.
  • Важно поставить в известность службу занятости, издать приказ, произвести необходимые расчеты с уволенными.

Сокращаемому лицу следует выплатить выходное пособие в размере одного месячного заработка. Если работник не трудоустроится спустя 30 дней, то может быть произведена выплата за второй месяц.

Расставание с ИП, самозанятым или лицом, оформленным по ГПХ

Самый простой, но не гуманный метод – это просто не давать новые задания исполнителю. Однако, лучше все-таки расставить точки над «i» и предупредить о прекращение деловых взаимоотношений.

Обычно в договорах есть пункт, посвященный действиям при расторжении отношений. Можно подготовить уведомление для исполнителя о том, что документ прекращает своё действие, или составить соглашение о расторжении договора, прописать там условия.

Как подготовиться к разговору об увольнении

Важно, чтобы об увольнении работнику сообщил работник отдела кадров или его непосредственный руководитель, с которым он работал.Лицу, который должен сообщить об увольнении, следует заранее подготовиться, продумать ход разговора. Вот несколько советов для тех, на кого возложена ответственность, сообщить про увольнение:

  • Настройтесь на разговор, позаботьтесь о своем психологическом состоянии. Перед встречей лучше выспаться, утолить чувство голода и жажды.
  • Можно набросать план, продумать аргументы, подобрать нужные слова. Продумайте вопросы, которые он может спросить, подготовьте грамотные ответы. В качестве поддержки можно написать на сотрудника отзыв для будущей работы, рекомендации, устроить продвижение на рынке труда.
  • Выберите подходящее время. Сделайте так, чтобы вас не отвлекали.
  • Организуйте личную встречу или видеозвонок. Не делайте этого через письмо или сообщение. При массовом сокращении также важно поговорить с каждым человеком по-отдельности.

Читать также о том, как нанять сотрудника на удаленную работу

Как провести беседу

  1. Сразу изложите всю суть. Не позволяйте собеседнику лишний раз нервничать.
  2. Постарайтесь говорить тактично, без агрессии, раздражения. Главный фокус должен быть на работнику. Лишние оправдания тоже не нужны.
  3. Объясните причины увольнения с учетом фактов. Можно похвалить сотрудника за его заслуги.
  4. Выслушайте мнение увольняемой стороны. Реакция на увольнение может быть разной. Важно быть готовым к этому.
  5. Обсудите организационные моменты: срок продолжения работы, передачу обязанностей, компенсацию. По итогам работы можно отправить все эти пункты письменно.

Дополнительные действия

  1. Поговорите с командой для того, чтобы избежать панических атак. Лучше честно рассказать о том, что происходит в компании: с чем связаны увольнения, есть ли риск, что они продолжатся или станут массовыми.
  2. Проконтролируйте передачу дел, чтобы сотрудника не дергали после увольнения. Закройте доступы в рабочие чаты.
  3. Проведите прощальное интервью, который позволит оценить, с каким настроением уходит сотрудник, и нащупать места развития для компании. Кроме того, это отличная возможность ещё раз сказать спасибо за работу, отметить сильные стороны человека.

Бизнес- довольно суровая система. Иногда приходится увольнять даже добросовестных, опытных сотрудников. В данном случае, важно расставаться на положительной ноте, без издевательств, скандалов.

Возможно, вам также будут полезны статьи о том, Когда нужно уволить маркетолога

Как уволить менеджера по продажам

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Бизнес-журнал Тарасова Константина
Кнопка чата