Бизнес-план — это документ, который описывает стратегию развития бизнеса, его финансовую модель, принцип руководства, найма персонала и многие другие детали, которые помогут ему развиваться на рынке.
Бизнес-план поможет вам уточнить стратегию бизнеса, определить потенциальные риски, увидеть, какие ресурсы вам понадобятся, оценить жизнеспособность вашей бизнес-идеи.
Зачем составлять бизнес-план
Инвесторы полагаются на бизнес-планы для оценки жизнеспособности бизнеса, прежде чем его финансировать. Но даже если вам не нужны инвестиции, есть несколько причин составить бизнес-план:
Стратегическое планирование. Составление плана — отличная возможность понять масштабы вашего бизнеса, а также оценить, сколько времени, денег и ресурсов понадобятся для начала работы.
Оценка идей. Если у вас в несколько идей о том, в какой сфере развивать бизнес, на какую аудиторию и с каким продуктом, составьте примерный бизнес-план для каждой из них. Это поможет вам сосредоточить свое время и энергию на тех идеях, которые имеют наибольшие шансы на успех.
Наем персонала. Ваш бизнес-план — это один из самых простых способов донести ваше до новых сотрудников ценности и стратегию вашего бизнеса. Это поможет укрепить их доверие, особенно если вы находитесь на ранних стадиях роста.
Партнерство. Если вы планируете сотрудничать с другими компаниям, то бизнес-план поможет рассказать более подробно о вашей аудитории, продукте и стратегии. Вашим потенциальным партнерам будет легче определить, подходит ли ваш бизнес для совместной коллаборации.
Бизнес-план — это отличный структурированный способ изложить свои мысли и идеи, а также поделиться ими с людьми, которые могут оказать большое влияние на ваш успех.
Как написать бизнес-план
Подобный план для самостоятельного составления бизнес-плана.
Опишите вашу компанию
Ответьте на несколько вопросов:
- Какая у вас бизнес-модель
- В какой области создаете продукт
- Какое у вашего бизнеса ценностное предложение, миссия и ценности
- Краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса
- Сотрудники вашей команды и их обязанности
Уточнение этих деталей — очень полезное занятие. Так вы сможете изложить на бумаге некоторые неосязаемые аспекты вашего бизнеса, например, принципы и планы.
Некоторые из этих пунктов просто констатация фактов. Но, например, пункты про ценность или описание продукты, потребуют от вас больше времени и размышлений. Именно здесь вы начинаете вникать в суть того, почему существует ваш бизнес, чего вы хотите достичь и какие принципы отстаиваете.
Проанализируйте целевую аудиторию
Соберите информацию о ваших потенциальных клиентах. Их объем, место проживания, возраст, пол, проблемы, интересы, потребности, образование среднюю зарплата.
Проведите анализ этой аудитории. Будет ли она меняться с течением времени, какие тенденции прогнозируют исследователи на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
Читайте подробнее: Как описать целевую аудиторию своего бизнеса
Составьте план маркетинга и продаж
Подробно опишите:
- Как вы планируете привлечь целевую аудиторию (реклама, соцсети, конференции, E-mail рассылка, полезные статьи)
- Как вы собираетесь продавать свой продукт этим целевым сегмента
- Из чего состоит ценообразование
- Нужны ли вам дополнительные партнеры для успеха бизнеса (например, если вы продаете товар через маркетплейс, вам скорее всего понадобятся поставщики)
На данном этапе будет полезно провести SWOT-анализ. Он поможет определить сильные стороны бизнеса (это можно использовать, например, в рекламе), какие изменения на рынке вы можете превратить в свои преимущества. Также будет полезно узнать, существуют ли внешние факторы, которые могут стать угрозой для развития компании.
Бизнес-план поможет вам определить продуманные дальнейшие шаги для вашего бизнеса. Он поможет вам увидеть пробелы в вашей бизнес-стратегии до того, как они станут проблемами.