Как предпринимателю построить результативную команду

Управление командой

Вряд ли существуют крутые проекты, построенные в одиночку. За каждым из них всегда стоит целая команда, которая двигает его вперед. И если предприниматель хочет масштабировать свой бизнес, то без делегирования процессов и формирования команды ему не обойтись. А затем наступает второй этап развития — как сделать эту команду результативной, буквально такой, чтобы и без участия предпринимателя работа кипела, задачи сдавались в срок, все проблемы, которые возникали, решались сотрудниками самостоятельно. Для этого разрозненная группа пусть классных и талантливых людей должна пройти определенный процесс трансформации. О нем я расскажу далее. 

Зачем создавать результативную команду

Уже более 5 лет я работаю с разными командами — от стартапов на ранних стадиях до компаний с выручкой 1 млрд рублей в год — и помогаю им добиваться амбициозных целей. Я вижу, что часто команды в бизнесе сталкиваются с одной большой проблемой: стратегия по росту компании есть, а реализовать ее не получается. В итоге компания развивается медленно, и роста не происходит.

 

Я работал с 500+ компаниями и часто видел такие ситуации:

 

– руководители и сотрудники полностью погружены в текущую работу, не инициативны, не берут на себя ответственность и не поддерживают процессы изменений. 

 

– собственники перегружены лишней работой, им приходиться самим всё контролировать, «тушить пожары», переделывать работу за сотрудников, а не заниматься новыми проектами и развитием бизнеса. 

 

У собственника компании, начальников отделов и сотрудников разное представление о целях и влиянии на результат. Поэтому каждый раз оказывается, что задачи, необходимые для роста бизнеса, не выполняются.

 

В результативной команде сотрудники становятся ответственнее, они хорошо понимают цели и задачи и общее направление развития. Это как гребцы в лодке, они делают синхронные движения, толкая лодку к победе. А потом они сами начнут приходить к вам со своими идеями, как что-то улучшить или оптимизировать. Они начнут сами видеть проблемы, и более того, у них появится желание самим решать их. 

Как обычно пробуют решать проблемы с результативностью своей команды

Обычно руководители пробуют такие решения:  

  • Обучение —  выделить ресурсы на обучение персонала, чтобы повысить продажи.
  • Подробные инструкции — дать сотрудникам пошаговые скрипты, чтобы улучшить их работу.
  • Сверхжесткий контроль — проверять работу сотрудников на каждом этапе выполнения задач.
  • Замена сотрудников, раздувание штата — нанять новых сотрудников для решения задач.
  • Изменение мотивации — ввести дополнительные премии или штрафы для сотрудников.
  • ОКР, СБП и прочие KPI — определить метрики для роста бизнеса.

Эти действия срабатывают и помогают повысить производительность работы, но не позволяют получить максимальную результативность из-за роста сопротивления команды, низких компетенций и нехватки ресурсов. 

Важно рассматривать изменения как отдельный процесс внутри бизнеса, которым нужно управлять и контролировать

За время работы в качестве трекера и консультанта я столкнулся со множеством ситуаций и сложностей в командах, когда хотелось расти, но не получалось. Мы вместе с предпринимателями пробовали разные инструменты и приемы, и я заметил, что процесс управления проходит определенные этапы при трансформации бизнеса. На их основе собрал методику, которую назвал экзекьюшен-картой (от англ. execution — «исполнение»). И пользуюсь ей сейчас при работе со своими клиентами. 

 

Эта карта показывает, какие шаги нужно пройти, чтобы команда могла развивать такое свойство как экзекьюшен, когда она способна внедрять много изменений в свою работу и получать новый результат в запланированные сроки.

 

Плохой экзекьюшен — команда не принесла результаты, или принесла не тот результат, про который договаривались.

 

Хороший экзекьюшен — команда принесла тот результат, который запланировали. 

 

Отличный экзекьюшен — команда принесла больше результата, чем запланировала.

 

Чтобы успешно развиваться, команде нужно прийти к отличному экзекьюшену.

 

При работе с картой важна четкая последовательность этапов, продвигающих команду к поставленной цели. Нет смысла переходить к следующему шагу, не выполнив предыдущий.

 

В следующей статье я подробно расскажу про все этапы и процесс применения карты.

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Бизнес-журнал Тарасова Константина
Кнопка чата