Бизнес – это постоянное движение. Здесь непрерывно производится продукция, совершенствуются технологии, исследуются новые рынки. Основная функция отдела развития заключается в том, чтобы обеспечить руководителю контроль над этими бизнес-процессами и документацией, обеспечивая плавное и эффективное развитие компании.
Кому нужен отдел развития
Отдел занимается внедрением изменений и разработкой соответствующей документации. Например, в его задачи может входить: составление новых должностных инструкций, контроль метрик после внедрения проекта.
Такие отделы могут создаваться в следующих компаниях:
- с численностью более 500 человек;
- несколько направлений деятельности;
- есть филиалы, подразделения, в том числе в других регионах;
- в организации постоянно ведется работа по сокращению затрат.
Задачи отдела развития
- Участие в изменениях организационной структуры компании, чтобы обеспечить ее гибкость и эффективность.
- Составление и обновление должностных инструкций, что способствует ясности и эффективности в рамках рабочих процессов.
- Поиск новых подходов и методик для оптимизации бизнес-процессов, что позволяет повысить производительность и качество работы.
- Помощь в реализации проектов и достижении стратегических целей компании, способствуя ее росту и развитию.
- Анализирование промежуточных и конечных результатов проектов и предоставление отчетов руководству, что помогает оценить эффективность деятельности и корректировать стратегию при необходимости.
- Организация и проведение совещаний стратегического комитета для обсуждения ключевых вопросов развития компании и принятия стратегических решений.
Состав отдела развития
Структура может различаться в зависимости от компании, сферы деятельности. Не всегда руководство понимает, какая должна быть структура данного отдела и какие специалисты там должны работать.
Принцип работы отдела
- В отделе есть проектные менеджеры, которые руководят проектом и набирают свою команду среди работников других подразделений. Например, цель — внедрить CRM-систему. В рамках данного проекта менеджер по развитию сотрудничает с менеджером по продажам, маркетологами.
- Менеджеры по развитию участвуют в нескольких проектах, при этом не руководят ими. Руководство ложится на начальника того отдела, к направлению деятельности которого относится проект, например, при внедрении CRM это может быть РОП.
- Комбинирование вышеописанных схем. В любом проекте должен быть задействован сотрудник для контроля и помощи при подготовке рабочей документации.
Чаще всего менеджеры отдела подчиняются директору по развитию, который также может выступать заместителем генерального директора. Иногда отдел подчиняется непосредственно руководителю.
В отдел может также осуществляться набор следующих специалистов:
- аналитики- отвечают за анализ, проектирование и оценку проекта.
- креативщики – разрабатывают новые идеи.
Однако, наибольшее влияние на успех компании оказывают директор и менеджеры по развитию. Именно их решения и действия определяют направление развития и достижение поставленных целей. Поэтому подбор этих специалистов является приоритетной задачей.
Директор по развитию
Директор по развитию — это руководитель отдела развития компании. Он отвечает за разработку стратегий развития компании, управление инновационными проектами, привлечение инвестиций и развитие партнерских отношений. Директор по развитию также занимается анализом рынка, определением стратегических направлений развития и разработкой новых продуктов и услуг. Занимается руководством и координацией деятельности отдела, подбором сотрудником.
Нет определенного критерия для того, кто должен занимать должность директора. Данный специалист может иметь как юридическое, так и экономическое, техническое образование. Часто на эту должность назначают одного из действующих топ-менеджеров, который в компании играет самую важную роль среди всех руководителей.
Список обязанностей директора также могут различаться в зависимости от направления деятельности и развития компании. Например, данный руководитель может заниматься следующей работой:
- изучение новых технологий, определение подходящих для компании;
- разработка программ и методик развития;
- планирование бюджета на реализацию проекта;
- оценка деятельности других подразделений, выбор команды для модернизации;
- определение прибыльности отделов;
- оценка взаимодействия между отделами;
- разработка методик для работы в условиях неопределенности и рисков.
Конечно, наиболее выгодно, когда руководитель совмещает все эти функции, но на практике может осуществляться деятельность по одному из ключевых направлений.
Для определения эффективности работы директора в каждом случае необходимо понять, какие руководители могут вообще существовать:
- Теоретик. Разбирается в теоретической части бизнес-процессов. Это специалист будет ценен при наличии у него возможности выхода на новые рынки, заключения долгосрочные сотрудничества. В этом случае, отдел развития может отвечать за налаживание внешних вязей.
- Советник. Это эксперт, хорошо разбирающийся в теоретической и практической составляющей бизнеса. Может помочь при реализации различных проектов. Отдел с таким руководителем занимается сбором и анализом информации о работе других подразделений, команд.
- Стратег. Наиболее эффективный вид директора. Отвечает за эффективность всех стадий проекта: от генерирования идей до анализа результатов.
Менеджер по развитию
В небольших компаниях директор часто берет на себя все функции отдела развития. Однако в крупных организациях для контроля и анализа создаются целые отделы, особенно это актуально для предприятий с разветвленной структурой, филиалами и дочерними компаниями.
Деятельность менеджеров по развитию приносит компании значительные преимущества:
- Постепенное внедрение бизнес-процессов.
- Повышение уровня квалификации сотрудников.
- Снижение затрат на реализацию проектов.
Основные задачи, которые могут выполнять менеджеры по развитию:
- Разработка стратегии развития.
- Планирование реструктуризации компании.
- Создание планов по оптимизации работы конкретного подразделения.
- Анализ рыночной ситуации и исследование новых возможностей.
- Организация эффективного взаимодействия между отделами.
- Участие в разработке программ обучения и повышения квалификации персонала.
Для эффективного выполнения своих обязанностей менеджерам по развитию необходим доступ к рабочей документации (отчетам, регламентам, обучающим программам). Желательно, чтобы они были в курсе решений руководства по различным ситуациям и проектам. Их деятельность должна соответствовать стратегическим целям компании. С согласия руководителя менеджеры могут привлекать к своей работе сотрудников других подразделений в рамках их прямых обязанностей.