Кассовый разрыв – это ситуация в бизнесе, когда у предпринимателя на счету нет денег или их не хватит для оплаты платежей: заработной платы, переводов поставщикам, аренды. Почему он случается? Как его избежать? Поговорим в этой статье.
Что такое кассовый разрыв, его признаки
Кассовый разрыв — это недостаток средств для погашения необходимых расходов. Предприниматель должен больше, чем есть на счетах.
Кассовый разрыв — это еще не банкротство компании. Подавать на банкротство на этой стадии не нужно. Можно попробовать найти деньги в обороте, в активах компании. Возможно, у вас есть клиенты, которые должны перечислить денежные средства в ближайшее время. Это позволит наладить ситуацию и разобраться со срочными платежами.
Кассовый разрыв может случиться у любой организации независимо от масштабов.
Читать также, что такое антикризисное управление в бизнесе
Почему он случается
Самая частая причина кассового разрыва – отсутствие синхронизации между доходами и расходами компании. То есть деньги на счета поступают позже срока осуществления расходов. Это происходит по следующим причинам:
- Работа с поставщиками по предоплате. Когда нет достаточного запаса средств на долгосрочные контракты по отсрочке платежа.
- Работа с покупателями в отсрочку. Так работают крупные компании, которые зависят от системы бюджетирования.
- Специфический или сезонный бизнес: участники тендеров, поставщики единичных крупных заказчиков.
Важно просчитывать все расходы компании, сопоставлять их с поступлениями средств.
Что делать, чтобы исправить кассовый разрыв
Есть эффективных способы, которые помогут закрыть кассовый разрыв:
- Документальное оформление отсрочки. Необходимо в письменном виде предупредить своих партнеров о трудностях и попросить отсрочить платежи на установленный срок.
- Сокращение расходов, которые прямо не влияют на производственные процессы: расходы на обучение сотрудников, корпоративы, расходы на рекламу.
- Автоматизация электронного документооборота.
- Запуск платежного календаря, в котором указаны сроки оплаты всех платежей.
- Факторинг. Представляет собой вид кредитования, когда уплатой обязательных платежей временно занимается банк или специальная компания.
- Овердрафт – вид кредитования с повышенной процентной ставкой.
- Обычное банковское кредитование. Единственный минус – на сбор документов, получение одобрения от банка может потребоваться время, которое также стоит денег.
Читать также, как понять, что бизнес убыточный, и что с этим делать
Как избежать кассового разрыва
Кассовый разрыв— это рабочая ситуация, которая может возникнуть в любом бизнесе. Чтобы избежать его можно придерживаться несколько простых рекомендаций:
- Грамотное финансовое планирование. Можно вести бюджет движения денежных средств в постоянном режиме.
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Можно просить предоплату у покупателей и рассрочку у поставщиков. Пусть у вас будут всегда деньги на счетах.
- Ликвидный товарный остаток или активы, которые можно быстро продать при нехватке средств.
- Поддержка постоянного денежного потока, диверсификация дохода.
На самом деле, избежать кассового разрыва не так и сложно, если осуществлять грамотное финансовое планирование своих приходов и расходов, дебиторской и кредиторской задолженности.