Проведение проблемного интервью
Проблемные интервью мы делаем с теми клиентами, которые обычно еще не знают про наш продукт, про наш бизнес. В такой ситуации мы как раз можем поисследовать по-настоящему, с какими проблемами человек сталкивается, пока еще не зная про возможные варианты решения.
Для чего нужны проблемные интервью
- Перестать строить бизнес на догадках о проблемах
- Увидеть разные клиентские сегменты и запросы
- Понять, как изменить продукт, чтобы он лучше решал проблемы клиентов
- Найти идеи для маркетинга и продаж, чтобы повысить конверсии
Я трекер и последние несколько лет работаю с бизнесами на разных стадиях, от идеи стартапа до бизнеса с большой выручкой в несколько миллиардов рублей.
И стал часто сталкиваться с такими ситуациями, что звонит мне компания c таким запросом: «Мы два года делаем уже сайт похожий на avito, но с новыми фишками, недавно стали запускать продажи и до сих пор ничего не можем продать, т.е. два года, потратили много денег, много времени, продажи не взлетают. Что делать в этой ситуации?» Очевидно, что компания и команда, которая этим занималась, разрабатывала продукт, который у них в голове был, в их фантазиях. А на самом деле не проверили, что нужно клиентам.
Кейс «-20% — это ценность»
Кейс «Мы хотим лучше развиваться»
Я участвовал в разработке лекции для бизнес-школы и команда придумала там очень классный большой образовательный продукт: там будет много тем, много всего хорошего, наполнения для предпринимателей и когда мы решили проверить, как бы искали продукт, были уверены, что он взлетит. Когда спросил, почему они в этом уверены – ответили, что все предприниматели хотят лучше развиваться.
Курс запустили и он не взлетел во многом потому, что, конечно же, все хотят развиваться, как, в общем-то, и все люди хотят там быть здоровыми и счастливыми, но какие конкретно проблемы есть у предпринимателей, за что конкретно готовы платить, команда не смогла разобраться и в итоге продукт не взлетел.
Что объединяет эти кейсы
Очень часто предприниматели строят свой бизнес на основе своих фантазий, предположений.
Эти фантазии — необходимые условия на старте работы бизнеса потому, что предприниматель как бы верит в свою идею и начинает под эту всю идею менять вокруг себя: пространство, запускать производство, привлекать людей в команду, делать какие-то там действия, сайт запускать, деньги тратить, время свое тратить и это очень здорово, это дает очень много энергии на старте бизнеса.
Но дальше для развития необходимо отталкиваться не только от своих идей, своих фантазий, а отталкиваться от реальных проблем клиентов, строить и продажи, и маркетинг.
Я часто привожу пример, что у компании apple была социальная сеть. Никто не знает ее потому, что она была никому на самом деле не нужна и ее закрыли. В компании google тоже была социальная сеть «+1», команда, которая все делала, потратила очень много времени, много денег на этот проект, но он не взлетел. Даже компании с большим количеством ресурсов иногда не попадают в проблемы клиентов, и их проекты не взлетают.
Чтобы такого избежать, чтобы чаще попадать в проблемы клиентов, чаще делать бизнес на основе решения реальных проблем, за которые клиенты готовы платить, необходимы проблемные интервью, необходимо специальным образом поговорить с клиентом, узнать эти проблемы и дальше передать это нам в разработку продуктов.
Т.е. перестать строить бизнес на догадках о проблемах, а на реальных фактах, даже видеть разные сегменты потому, что ваш продукт, может быть, например, нужен многим разным клиентским сегментам, есть много разных клиентов, но каждому по-разному продавать. Вы можете с одним и тем же продуктом находить больше клиентов, просто чуть-чуть поменяв упаковку или посыл в рекламе или что-то еще и тем самым быстрее развиваться, больше принести пользы людям вокруг вас.
Или может оказаться, что рядом с вашим бизнесом есть еще большой клиентский сегмент, у которого есть большие проблемы, но прямо сейчас продукт не подходит, но чуть-чуть-чуть изменив, вы сможете выйти туда и уже там оказывать услуги, продавать товары и быстрее развиваться, давать больше ценности, больше пользы миру.