Типичные ошибки стартапов

Типичные ошибки стартапов Развитие бизнеса
Около пяти лет я являюсь бизнес трекером и работаю с разными компаниями. В том числе, со стартапами. В этой статье я хочу рассказать о типичных ошибках, которые совершают руководители стартапов.

Начать новый бизнес всегда непросто. Хорошо, когда за дело берется человек с предпринимательским опытом, у которого есть багаж знаний, запас ресурсов, надежная команда.

Но большинство стартапов делают люди, движимые идей, у которых на первоначальном этапе нет переизбытка средств, а также профессиональных навыков ведения бизнеса, управления персоналом и производственным процессом. Обычно нет у молодых предпринимателей и специального образования. Поэтому вполне закономерно, что на пути к успеху стартапа их ожидает множество ошибок.

Во избежание разочарований и потерь желательно разобраться в подводных камнях заранее.

Многие потрясающие воображение бизнес-идеи лежат на грани разумного и невозможного. Однако излишняя самоуверенность часто приводит к появлению проектов, которые не основаны на принципах рыночного спроса и не ориентированы на реального потребителя.

Без исследования рынка, а также из-за отсутствия или слабой организации конкурентного анализа «уникальная идея» может оказаться «типичной схемой» с незначительными отличиями от множества однотипных конкурентов.

Ошибка 2. Отсутствие четкого плана

Одна из самых частых ошибок — полное непонимание рынка. Молодые предприниматели не всегда знают истинные боли своих клиентов или вообще выбирают не ту ЦА.

Если нет четкого плана действий и представления о том, что именно нужно предпринять и в какой последовательности, а также за что готов платить потенциальный клиент — приступать к реализации задуманного слишком рано. Будет полезным изучить информацию, касающуюся выбранной ниши: бизнес-планы, статьи, предложения франчайзеров, реальные кейсы и т. д.

Главное — не переусердствовать в стремлении проработать план до мелочей с целью обезопасить себя от всех возможных трудностей. Эффективно работать в непредсказуемой обстановке — должно стать профессиональной привычкой.

Ошибка 3. Недостаток знаний и навыков

Успешный стартап не определяется возрастной категорией и предпринимательским опытом его идейного организатора. Намного важнее готовность человека, организовавшего бизнес, к обучению и саморазвитию.

Составление коммерческих предложений, заключение договоров, ведение бухгалтерии, найм сотрудников — все эти мероприятия создают определенные трудности для начинающих бизнесменов, но являются повседневными заботами для каждого предпринимателя.

Нужно стремиться быть в курсе новых технологий, получать полезную информацию, новые знания и навыки не только до, но и после открытия собственного бизнеса.

Ошибка 4. Неправильно собран коллектив

Команда, способная воплотить идею — обязательное условие успешного стартапа. В работоспособном коллективе должны быть задействованы все вакансии, где каждый участник представляет собой самодостаточную рабочую единицу. Эффективной команде не обойтись без специалистов, которые будут заниматься продвижением бизнеса-проекта, контролировать продажи, отвечать за нетворкинг и разрабатывать сам продукт.

На этапе запуска, когда нет возможности выплачивать стабильно высокую зарплату, сотрудники часто работают лишь на энтузиазме. Большинство команд на этом этапе рассыпается — люди уходят, требуют пересмотра обязанностей и условий труда. Однако процесс становления коллектива помогает предпринимателю определить, с кем можно продолжить совместную деятельность, а с кем лучше распрощаться.

Ошибка 5. Недопонимание между партнерами и инвесторами

Распространенная ошибка начинающих предпринимателей — неправильный выбор партнера по бизнесу. Очень важно дополнять друг друга в компетенциях, иметь схожую картину мира и жизненные ценности, а не конкурировать в любом вопросе, отстаивая собственную точку зрения.

Боязнь ошибиться в выборе партнера порой приводит новичков к противоположной ошибке — отказу от партнерства.

Выбрать «идеального» бизнес-партнера сложно, но пренебрегать выгодным сотрудничеством только из-за опасений возможных проблем — неправильная позиция.

Ошибка 6. Проблемы с финансированием

Важно помнить, что в стартапе большого количества ресурсов не бывает.

Основная проблема молодых компаний в том, что в самый неподходящий момент у них заканчиваются деньги. Нужно всегда задаваться вопросом, какие затраты первостепенны на данном этапе, а какие — целесообразно отложить на потом.

Для успешного развития важно умение находить новых инвесторов.

Также имеет смысл планирование деятельности на несколько месяцев вперед, чтобы определить предположительный срок возникновения финансовых трудностей.

Далеко не все стартапы нуждаются в больших инвестициях. Не стоит забывать, что кроме частных инвесторов существуют государственные гранты для молодых предпринимателей.

Ошибка 7. Неумение распоряжаться деньгами

Не стоит излишне увлекаться атрибутами «успешного бизнеса» — офисом в центре города, служебным авто, сайтом с индивидуальным оформлением.

Стартовый капитал требуется в первую очередь на организацию начальных продаж, формирование клиентской базы, поддержание заявленного качества продукта или услуги, налаживание деловых контактов.

Оборотные средства не должны уходить на личные нужды, иначе дальнейшие планы компании окажутся под угрозой срыва из-за нехватки финансов.

Ошибка 8. Профвыгорание и потеря интереса

Бывает сложно сохранить баланс между трудовой деятельностью и личной жизнью, поэтому эмоциональное выгорание — распространенное явление среди основателей стартапов. Многим не хватает практического навыка делегировать свои полномочия и четко определять задачи.

Схожая проблема — потеря интереса. Многим начинающим бизнесменам просто не хватает необходимого предпринимательского духа.

Каждому стартапу требуются время и определенные качества, чтобы заявить о себе в бизнес-сообществе. При этом приоритетным является, несомненно, приверженность собственной концепции. Если нет стопроцентной уверенности в своем продукте — нет шансов побудить клиентов его покупать

.

Нужно помнить, что самая главная ошибка — сдаваться раньше времени

Иногда стартапы ведут своих создателей к невероятному успеху, иногда – к полному провалу и разочарованию. Сказать наверняка, каким будет исход задуманного проекта, невозможно.

Добрая половина тех, кто амбициозно стартовал в бизнесе, опускает руки, столкнувшись с первыми трудностями.

Практически каждый известный предприниматель прошел сквозь череду больших и малых испытаний. Но как известно, побеждает лишь тот, кто встает на один раз больше, чем падает, и делает правильные выводы из своих неудач.

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

    Задайте вопрос по теме статьи



    Бизнес-журнал Тарасова Константина
    Кнопка чата