Совет 1. Вопросы только о прошлом или настоящем
Все вопросы задаём только о прошлом или настоящем. Контролируйте себя. Как только заметили, что клиент рассказывает про своё будущее «…а мне бы хотелось вот так…», «…было бы здорово, если бы..» – это уже не проблемное интервью, это разговор о желаемом, о фантазиях.
Это неплохо, но вам в продвижении к пониманию проблемы не поможет. Конечно, бывает и такой вариант, когда пожелание клиента вы можете реализовать, и клиент готов за это заплатить прямо сейчас. Значит вы попали прямо на проблему, но это нечастая ситуация.
Совет 2. Просите рассказать историю
Совет 3. Важны не оценки, а факты
Совет 4. Изучите деятельность клиента
Наше интервью по сути исследовательское. Мы ничего не хотим продать, ничего не хотим впарить. Человека нужно на это настроить, дать понять в ходе разговора, что вы не будете ему ничего продавать. Важно понять, как он себя ведет в ситуации проблемы, почему проблема возникает, как он принимает решения.
Старайтесь погрузиться глубже в то, чем клиент занимается. Задавайте открытые вопросы: Почему возникла эта проблема? А как ты это сделал? Почему ты так решил?
Мы изучаем, как человек справляется с трудностью без нас. Ведь нашим решением он ещё не пользовался.
Совет 5. Не продавайте
К продаже скатываются довольно часто, особенно если интервью поручают делать продавцам. Задав 2-3 формальных вопроса, начинают рассказывать про свой классный продукт. От такого интервью нет никакой пользы, это обычный продающий разговор.
Проблемное интервью — это беседа, имеющая определённую структуру. Разговор нацелен не на продажи, а на то, чтобы узнать проблемы клиента, которые у него были или есть.
Совет 7. Задавайте открытые вопросы
Какие вопросы называют открытыми? Те, которые требуют развёрнутого ответа. На такие вопросы не ответишь коротко – да или нет. Вот пример неудачного альтернативного вопроса с вариантами ответов: «А вы заплатили безналом или наличкой?». Ответ может быть очень коротким – по кредитке, по счету, как-то еще. А вот на открытый вопрос: «А как вы решили с оплатой?» вы можете услышать в ответ гораздо больше интересных вещей, ценной информации.
Поэтому при составлении скрипта разговора, при проведении самого интервью отмечайте, когда вы задаёте не открытые или альтернативные вопросы, В следующий раз пробуйте сделать по-другому. Полезно присутствовать на чужих интервью, со стороны обычно лучше видно какие типы вопросов задаются.
Проблемное интервью помогает избавиться от фантазий, от иллюзий, что этот продукт нужен всем. Меня порой спрашивают: почему я не советую онлайн опрос. Действительно, чего проще, давайте просто запустим какой-то опрос, получим ответы на семь типовых вопросов и сделаем на основе этого выводы.
Онлайн очень плохо работает в проблемных интервью. Ведь в вопросах чаще всего есть заданные варианты ответов. Но даже если у вас есть открытое поле для ответа, человек туда напишет слова, в которые он вложил что-то своё. И нет возможности тут же просто поговорить, узнать, уточнить, что он имел в виду, почему для него это важно.
Такие опросы могут дать какую-то статистику, но не позволят докопаться до настоящей проблемы. Например, часто на вопрос про проблему пишут — высокая цена. А почему это высокая цена, почему это проблема, что в этом сложного, а вы уже пробовали искать другие продукты по другой цене? Возможности спросить нет, получается, что и пользы особой от таких вопросов нет.