Внешняя среда представляет собой совокупность факторов, которые воздействуют на организацию, изменяют условия, возможности ее функционирования и заставляют компанию реагировать, приспосабливаться или меняться. Эти факторы также можно назвать элементами внешней среды. Практически все факторы внешней среды относятся к неконтролируемым со стороны организации (она не может повлиять на них, в то время как они влияют на нее и заставляют ее приспосабливаться.
Какими могут быть внешние факторы
Для разработки плана изменений необходимо правильно оценивать ситуацию, в которой организация находится сейчас и делать прогнозы относительно того, как будет меняться внешняя среда в будущем. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, постоянно подвержена изменениям: меняются предпочтения потребителей и мода, экономическая ситуация, учены изобретают новые технологии, которые меняют процессы производства. Способность организации меняться, подстраиваться под эти изменения является одной из наиболее важных составляющих ее успеха и способности выживать.
При анализе внешних факторов их обычно делят на 2 большие группы, в зависимости от того, может ли компания как-то влиять на отношения с ними или нет:
- Факторы прямого воздействия (факторы ближайшего окружения);
- Факторы косвенного воздействия (общее окружение).
Что относится к факторам прямого воздействия
К факторам прямого воздействия относятся:
- Поставщики (поставщики сырья, материалов, энергии, комплектующих, капитала, финансовых ресурсов, рынок труда). Компания сильно зависит от них. С развитием разделения труда эта зависимость только возросла
- Потребители. От них зависит то, сможет ли компания продавать свои услуги получать денежный поток. С развитием информационных технологий власть потребителей усиливается, поскольку теперь они обладают неограниченными возможностями по сбору информации и могут выбирать, заказывать товары, производимые компаниями, находящимися в любых точках земного шара;
- Конкуренты, с которыми компания делит рынок. От них зависит то, какую долю рынка компания сможет получить;
- Законы и государственные органы, которые напрямую влияют на условия осуществления бизнеса.
Что такое факторы косвенного воздействия
Факторы косвенного воздействия – это факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но они влияют на них через факторы прямого воздействия. Сюда относятся:
- Экономические факторы – состояние экономики в стране;
- Политические факторы;
- Научно-технический прогресс;
- Социально-культурные факторы.
Изменения в этих сферах влияют на организацию через факторы прямого воздействия. Например, развитие новых технологий влияет на технологии разработки продукции, применяемые нашими поставщиками и конкурентами. А также они влияют на ожидания потребителей. Для того, чтобы успешно конкурировать компании нужно учитывать эти факторы и перестраивать свои технологические процессы в соответствии с современными тенденциями.
Изменение внешней среды вызывает у компании необходимость вносить изменение в ее структуру и бизнес-процессы, то есть осуществлять организационные изменения.
Какие факторы влияют на компанию в наибольшей степени
- Технологические факторы. Развитие сети интернет полностью изменило привычный мир организаций и все бизнес-процессы. Изменился доступ к информации, коммуникации между сотрудниками и взаимодействие с потребителями.
- Результатом развития сети Интернет стало появление глобальной конкуренции. Покупатели получили доступ к предложениям компаний, находящихся в любых частях планеты, и теперь конкурентная борьба разворачивается не между местными компаниями на местных рынках, а в международном масштабе.
- Развитие гибких организационных структур, сетевых и виртуальных организаций. Сегодня компании имеют возможность с помощью глобальных информационных систем объединяться в стратегические альянсы для того, чтобы совместно использовать ресурсы и реализовывать специфические рыночные возможности, которые не могла бы реализовать ни одна компания по отдельности. Это позволяет создавать глобальные сети организаций, где любая функция или процесс реализуется на мировом уровне.
- Искусственный интеллект. Компании инвестирует огромные средства в проекты по цифровой трансформации. Основные тренды – роботизация и развитие искусственного интеллекта, в том числе создание суперкоманды, когда в коллективе появляется искусственный интеллект.
- Социальная ответственность бизнеса. Социально ответственный бизнес — это организация, миссия которого сочетает в себе рост доходов и получение прибыли с поддержкой и уважением к обществу.
- Управление знаниями. Сила людей и машин, работающих вместе, дает величайшую возможность для создания и использования знаний. Современные технологии позволяют автоматически собирать, индексировать, комбинировать и систематизировать информацию на разных платформах, но, чтобы извлечь выгоду из этих инструментов, организации должны учитывать человеческий фактор.
- Организационная культура, поддерживающая изменения. Люди и организации должны постоянно развиваться.
Мы видим, что изменения, происходящие во внешней среде, влияют на организации, заставляя их меняться. Современные организации должны постоянно находиться в состоянии постоянного изменения и в непрерывной процессе внедрения инноваций.