Айсберг управления изменениями – один из инструментов совершенствования видов деятельности в компании. Разработан Вильфридом Крюгером в 70-е годы XX века. Модель позволяет разработать пути повышения эффективности компании, анализировать препятствия на пути к успеху.
Суть модели
Айсберг позволяет наглядно понять основу изменений: обычно это реакция на внешние условия, препятствия (так называемые «ватерлинии»). По мнению Крюгера, руководители, менеджеры обращают внимание только на верхнюю часть айсберга (затраты, проблемы с качеством, временем). Тогда как существенную роль в эффективности компании играют еще и подводные части: управление восприятием и убеждениями, а также властными и политическими полномочиями.
Перед тем, как начать управлять изменениями, важно оценить влияние этих действий на сотрудников. В.Крюгер выделял 4 категории участников:
- Сторонники – люди, которые «за» изменения.
- Потенциальные сторонники — не против изменений, но на данный момент не уверены в их необходимости.
- Противники – считают, что изменения не нужны.
- Скрытые противники – внешне говорят о поддержке изменений, хотя сами против них.
Форма управления изменениями может различаться в зависимости от их характеристик, стратегии.
План действий
- Набор рабочей группы для осуществления изменений.
- Анализ текущей ситуации.
- Обоснование необходимости изменений, их особенностей, задач сотрудников.
- Определение преград на пути к реализации изменений.
- Разработка плана по управлению изменениями.
- Достижения «мира» между ключевыми сотрудниками.
- Реализация изменений в соответствии с выбранной стратегией.
Достоинства и недостатки метода
Главный плюс «Айсберга» — он указывает на основные сопротивления, преграды, которые должны быть учтены в процессе преобразований в компании.
К минусам можно отнести то, что выявление причин неудач проекта, изменений само по себе не улучшает эффективность преобразований. Потребуется комплексная работа команды по преодолению препятствий, проблем.
Читать также про АВС-анализ, облегчающие принятие решений
Результат
Модель Айсберг управления изменениями нацелен на обеспечение эффективности организации, повышение ее конкурентоспособности. Прежде всего он нацелен на работников: они должны понимать необходимость и пользу преобразований.
Не нужно путать преграды с ограничениями. Второй термин говорит о нехватке чего-либо (комплектующих, рабочей силы), тогда как препятствия – это те факторы, которые мешают использовать ограничения.