Регулярный конкурентный анализ может помочь выявить возможности для внедрения инноваций, продвижения бизнеса, улучшения продуктов или услуг и затмить конкурентов.
Ваша компания ориентирована на тех же клиентов, что и конкуренты. Вы предлагаете друг другу сопоставимые продукты или услуги. Но вы не совсем уверены, почему выигрываете одни заказы, но теряете другие. Конкурентный анализ может предоставить вам дорожную карту, необходимую для захвата большей доли рынка и лучшего понимания будущих тенденций, влияющих на данный сектор.
Как сделать конкурентный анализ
- Определите продукты или услуги, которые вы хотите оценить.
Обычно это продукты или услуги, которые приносят наибольший доход или демонстрируют наиболее значительный потенциал роста.
- Ищите прямых конкурентов.
Эти компании конкурируют примерно за один и тот же рынок с сопоставимыми продуктами или услугами. Например, бухгалтеры, конкурирующие с другими бухгалтерами.
- Выявите косвенных конкурентов.
Эти компании ориентированы на один и тот же рынок, но предлагают разные продукты или услуги. Например, бухгалтеры, конкурирующие с бухгалтерами-распорядителями.
- Изучите конкурентов-заменителей.
Эти компании предлагают другой продукт или услугу, но решают ту же проблему, что и ваши продукты или услуги (например, приложения, помогающие предпринимателям).
- Определите, какие аспекты бизнеса ваших конкурентов заслуживают изучения.
Этими аспектами могут быть ценообразование, стратегии дистрибуции и доставки, доля рынка, появление на рынке новых продуктов или услуг, давние клиенты с самыми высокими расходами, качество послепродажной поддержки, каналы продаж и маркетинга.
- Изучите всех выявленных конкурентов.
У большинства конкурентов, особенно непубличных компаний, в открытом доступе можно найти лишь минимальную бухгалтерскую и операционную документацию. Можно также поискать информацию про целевых клиентов, характеристики продукта, тип нанятого персонала и цены.
- Задокументируйте свое исследование в виде письменного анализа.
Убедитесь, что ваш документ является содержательным и действенным, но не слишком длинным. Сравнительные таблицы и графики полезны при визуализации положения на рынке по отношению к конкурентам.
- Определите области для улучшения и внесите изменения.
Могли бы вы улучшить качество своих продуктов или услуг, добавив или изменив какую-либо функцию, снизив цену или улучшив послепродажную поддержку? Или может получится повысить рентабельность инвестиций в свой маркетинговый бюджет, инвестировав в более эффективную CRM для лучшего управления лидами?
Эксперты рекомендуют включать информацию о соответствующих тенденциях на вашем рынке и в регионе для получения более полной картины всего конкурентного ландшафта. “Задокументируйте существующие угрозы для развития бизнеса и возможности, которыми вы могли бы воспользоваться лучше, чем ваши конкуренты”.
- Отслеживайте свои результаты.
Измерьте свои продажи с помощью отчета о прибылях и убытках. Это позволит определить успешность изменений.
Читать также
Преимущества проведения конкурентного анализа
В эпоху цифровых инноваций ни один бизнес не может сохраниться во времени и рассчитывать на выживание. Компании могут исчезнуть в одночасье, если не будут реагировать на новые тенденции. Ярким примером этого является катастрофическая ошибка Blockbuster, заключающаяся в первоначальном отказе от услуг Netflix. Сегодня Netflix — это лидер рынка, в то время как Blockbuster практически вымер.
Даже если ваш сектор не подвержен такого рода сейсмическим изменениям, стоит понимать, что движет процессами принятия решений клиентами. Регулярное отслеживание рынка с помощью конкурентного анализа позволит быть в курсе этих тенденций:
- Изменения в существующих продуктах или услугах конкурентов, которые делают их более привлекательными
- Новые дополнительные продукты или услуги от конкурентов, которые также можно предложить или изменить
- Угроза, исходящая от новых участников рынка или преобразующих продуктов.
Анализ конкурентов поможет вам улучшить свой бизнес следующими способами:
- Определите свои сильные и слабые стороны. Знание своих плюсов позволит сфокусировать свое маркетинговое сообщение на том, чтобы подчеркнуть это преимущество. Знание пробелов также поможет лучше понять, как вам нужно улучшить продукты, услуги или послепродажное обслуживание, чтобы превзойти конкурентов.
- Разбирайтесь в рынке, на котором работаете. Невозможно подробно знать всех конкурентов на рынке, особенно если рынок богат ими. Определение основных конкурентов (а также любых предстоящих угроз) и того, чем они отличаются от вашего бизнеса, является ключом к победе над ними.
- Оцените тенденции в секторе. Какой новый или улучшенный продукт, услугу или функцию предлагают конкуренты, чтобы получить преимущество? Какие тенденции они заметили, а вы еще нет? Изучая поведение и действия других компаний на рынке, можно судить о том, выбрали ли они правильный курс и стоит ли вам идти с ними рука об руку.
- Планируйте будущий рост. Хотите стать третьей по величине фирмой в своем секторе вместо четвертой? Конкурентный анализ даст вам необходимую информацию о необходимых объемах продаж, демографических данных для выхода на рынок и любых пробелах в навыках, которые есть в вашей организации.
Читать также