Диагностика целеполагания: пошаговая инструкция

У зрелого бизнеса обычно уже всё хорошо с ценностью продукта, но появляется больше организационных ограничений. И цена роста здесь — понять приоритетное ограничение. Для этого нужно рассмотреть все составляющие бизнеса и найти самое «слабое звено», чтобы «починить» его и сфокусироваться на дальнейшем развитии. 

Для таких компаний лучше всего начинать диагностику бизнеса с целеполагания. Далее подробнее расскажу, как ее провести, определиться с ограничениями и гипотезами, а затем реализовать план действий для достижения главных целей бизнеса. 

1. Выявляем горизонт планирования

Когда мы хотим понять, какие цели у бизнеса, то важно посмотреть, в какой горизонт планирования смотрит предприниматель: на месяц вперед, на год или только поквартально. Конечно, цели должны быть реальны и понятны, поэтому вряд ли получится прописать их более конкретно на 10-15 лет вперед. Как правило, самый высокий горизонт планирования составляет 3 года. Определите, на каком временном отрезке вы свои цели видите, а на каком нет. 

2. Определяем стратегические цели

Здесь важно выяснить, какую компанию строит предприниматель, и какое видение будущего для этого бизнеса у него есть. Например, цели бизнеса могут быть основаны на жизненных целях фаундера или личных целях менеджера: получать определенный годовой доход или достичь максимальной капитализации компании.

Или цели могут быть связаны с конкурентной ситуацией, захватом и удержанием конкретной доли рынка. 

В результате этого шага вы определитесь с целевой бизнес-моделью для вашей компании и сформулируете качественную и количественную цели на максимально возможный по срокам уровень целеполагания, например на три года. Исходя из этого можно выделить цели на более короткие промежутки времени — на год, затем на квартал, потом на месяц. 

3. Выясняем гипотезы

Отталкиваясь от стратегических целей, можно построить основную цепочку ограничений и определить гипотезы для развития бизнеса. Если гипотезы относятся к продукту, продажам или маркетингу, то проводим диагностику продукта. В этой статье подробно описаны шаги, как ее провести (ссылка на статью по диагностике продукта).

Предприниматель может сам исходя из своих целей выстроить стратегию движения к ним. Но важно проследить, чтобы все действия были согласованы, между шагами была логика, иначе вы столкнетесь с проблемами, из-за которых стратегия сломается.  

Также проверьте, достаточно ли у вас информации, чтобы проектировать движение до больших целей. Если не проверены гипотезы о ключевых метриках, не доказана ценность и нет основных компетенций, то и нет смысла строить стратегию. Сначала получаем аналитику и другую информацию для диагностики, а затем формулируем главное ограничение и цели на каждом уровне.

Бывает, что предприниматель считает, что никаких ограничений у бизнеса нет. Это означает, что либо они есть, но вы их просто не видите, либо здесь встает вопрос о низком уровне ваших амбиций. Нужно вернуться к анализу, расчету и осознанию, какого размера должна быть компания и ее обороты, чтобы достичь ваших личных финансовых целей. 

4. Проверяем стратегический разрыв

Когда есть результаты диагностики и главные цели, а между ними выявлены пробелы в компетенциях, продукте и его ценности, понимании клиента, экономике и размере рынка, то очевиден стратегический разрыв — в текущей ситуации желаемых результатов предпринимателю не добиться. Например, цель  — вырасти до 15 млн в год, но рынок для существующего продукта максимум 10 млн рублей, поэтому цель не может быть достигнута. 

Правильный вопрос в этой точке: «Что вы будете с этим делать?», чтобы принять на себя ответственность и затем уже формировать план действий. 

5. Составляем план действий

Он включает:

  • Корректировку целей. Сформулируйте или уточните достижимые цели на месяц, три месяца или год. 
  • Гипотезы. Сформируйте гипотезы для преодоления главного ограничения, проранжируете их и выбирайте те, которые пойдут в работу в первую очередь. Подробнее о гипотезах можно узнать в этой статье (ссылка на статью о гипотезах).
  • Недельный спринт. Для каждой гипотезы определите промежуточный результат и те задачи, которые сможете сделать за неделю. Так у вас получится быстро проверить гипотезы. О том, как правильно ставить задачи на неделю, можно узнать здесь (ссылка на статью про недельный спринт). 

В результате вы увидите всю карту достижения главного результата и выгоду, которую вы получите, двигаясь по цепочке от конкретной ближайшей задачи к большой цели вашего бизнеса.

Эту стратегию предприниматель может реализовывать сам или в совместной работе с трекером, который со своей экспертизой, знаниями методик и инструментов бизнеса помогает в том числе с процессом быстрой проверки гипотез, а значит, и быстрым ростом бизнеса. 

Предприниматель, бизнес-трекер, пишу о том, как развивать бизнес в условиях неопределенности

Бизнес-журнал Тарасова Константина
Кнопка чата