Выручка и чистая прибыль не всегда говорят об успешности бизнеса. Иногда затраты настолько высоки, что даже высокая цена не способна покрыть их. Для правильной оценки результатов деятельности бизнеса используют показатели рентабельности. Что это такое? Зачем они нужны? Как их правильно рассчитать? Разберемся в этой статье.
Что такое рентабельность бизнеса и зачем она нужна
Рентабельность выражает отношение прибыли к затраченным ресурсам. Показывает, какую прибыль или убыток получил бизнес от использования активов.
В экономике принято выделять несколько видов рентабельности, в зависимости от того, эффективность какого ресурса нужно проверить:
- рентабельность продаж;
- основных средств;
- продуктов;
- производства;
- оборотных активов и другие.
Практически все бизнесы ориентируются на показатели рентабельности при оценке эффективности работы. Чем выше общая рентабельность компании, тем эффективнее и успешнее она функционирует. Показатель, меньше 0, говорит об убыточности бизнеса.
Расчет рентабельности позволяет:
- разрабатывать планы дальнейшего развития бизнеса;
- прогнозировать прибыль;
- устанавливать грамотные цены на товары или услуги компании;
- оценивать эффективность подразделений компании;
- сравнивать конкурентоспособность;
- привлекать инвесторов;
- регулировать управление персоналом.
Как высчитать рентабельность бизнеса
Рентабельность не рассчитывается в денежном или натуральном выражении. Ее определяют в процентах.
Общая формула рентабельности:
Рентабельность = Прибыль / Себестоимость × 100%
Где Прибыль — разница выручкой от реализации и расходами на производство.
Себестоимость — постоянные и переменные расходы компании.
Рассмотрим основные виды рентабельности, которые используют для оценки эффективности разных активов компании:
- Рентабельность активов (ROA).Показывает, на сколько эффективно компания распоряжается своими ресурсами, например, оборудованием, техникой.
ROA = Прибыль / Стоимость активов × 100%
Аналогично рассчитывается рентабельность основных средств, которая показывает вовлеченность средств в производство.
- Рентабельность продаж (ROS) или норма прибыли.Показывает, какую долю занимает прибыль в общей выручке бизнеса.
ROS = Прибыль / Выручка × 100%
- Рентабельность оборотных активов (RCA).Показывает эффективность использования оборотных активов. Под оборотными активами понимаются ресурсы компании, которые при производстве товаров потребляются в полном объеме (сырье, материалы, комплектующие).
RCA = Прибыль / Стоимость использованных оборотных активов × 100%
- Рентабельность производства (ROP).Показывает эффективность использования всех ресурсов компании (основных средств, оборотных активов).
ROP = Прибыль / (Стоимость основных средств + Стоимость использованных оборотных активов) × 100%
Рентабельность производства можно рассчитывать для всего производства или для отдельных цехов.
Как улучшить рентабельность бизнеса
На показатель рентабельности влияют прибыль и себестоимость. Соответственно, для улучшения рентабельности необходимо повышать прибыль или снижать затраты. Разберемся как это можно сделать.
Способы увеличения прибыли:
- улучшение качества товаров и услуг;
- расширение ассортимента, выход на новые рынки;
- улучшение ценообразования;
- добавление дополнительных услуг: доставка, сборка;
- изменение маркетинговой стратегии;
- внедрение акций, карт лояльности, купонов.
Снизить себестоимость можно за счет:
- оптимизации затрат на производство: приобретение более дешевого сырья;
- устранение различных потерь производства, оптимизация производства;
- оптимизация штата;
- интеграция, автоматизация бизнес-процессов.
Рентабельность – это ключевой показатель эффективности работы бизнеса. Показывает, на сколько грамотно компания использует имеющиеся ресурсы. Зависит от прибыли и затрат на производство.